23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 13037

Нам нужен ваш мусор: как в Томске работает проект «Свалка»

Нам нужен ваш мусор: как в Томске работает проект «Свалка»
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

По данным Росприроднадзора, ежегодно в России образуется порядка 35-40 миллионов тонн мусора, а каждый россиянин производит в среднем 300 килограммов мусора в год. Другие страны уже поняли, что на мусоре можно зарабатывать: например, Швеция перерабатывает 93 % отходов и заявила о готовности вывозить их из других стран. В Томске тоже есть проект, который помогает людям избавиться от ставших для них хламом вещей, а другим — найти действительно нужное и полезное. Этот проект называется «Свалка».

«Свалка» в Томске открылась полтора года назад, а в Москве этот проект запустили в 2015-м. Это социальный проект по бесплатному вывозу ненужных хозяевам вещей. После этого вещи перепродаются, а 70 % от прибыли направляются на благотворительность. Сейчас в России уже четыре «Свалки» — кроме Москвы и Томска, есть еще в Краснодаре и Ростове.

Хозяевам, готовым избавиться от мебели, одежды, книг, старой техники и прочего, полагается компенсация — от 100 до 500 рублей в зависимости от количества и качества того, что они отдают. Единственное требование — вещи должны быть такими, чтобы ими можно было пользоваться. То есть, полная рухлядь для «Свалки» не годится. После того, как вещи прибывают в «Свалку», они сортируются, одежда отпаривается, и выставляются на продажу.

Полуподвальное помещение в двух шагах от проспекта Ленина и главного корпуса ТПУ — это и есть «Свалка» в Томске. Попадая туда, сначала видишь коридор, похожий на дедушкин гараж: с инструментами, старой бытовой техникой и стройматериалами. Некоторые посетители думают, что здесь барахолка заканчивается, но за поворотом — стеллажи с книгами, сотни вешалок одежды, мебель — от югославских стенок до венских стульев.

Томскую «Свалку» запустила юрист Юлия Коверко со своей подругой. Говорит, что планировала устроиться по специальности в администрацию области, но, увидев московский проект, загорелась этой идеей и купила франшизу.

— Можно было создать собственный аналогичный проект. Но у меня не было опыта в ведении бизнеса, и я понимала, что, пока я буду «набивать себе шишки», пытаясь открыть «Свалку» сама, есть риск, что под этим брендом в Томске кто-то уже появится. А «Свалка» в городе может быть только одна, — рассказывает владелец барахолки.

Хотя сами москвичи тогда только начинали, комплексной бизнес-модели не было, и сейчас уже можно сказать, что специфика московской «Свалки» сильно отличается от томской (и по доходам, и по качеству вещей, и по аудитории).

Первые заявки на вывоз вещей поступили, когда Юля и ее команда разместила несколько платных публикаций в соцсетях.

Люди звонили и не верили, что мы вывозим вещи бесплатно. Сейчас, когда со мной советуются желающие открыть «Свалку» в своем городе, они переживают, что будет слишком мало вещей. У нас проблема обратная: вещей слишком много, мы порой не успеваем их разбирать.

— «Свалка» — проект сезонный, — рассказывает Юлия. Летом, когда люди уходят в отпуск и делают ремонты, разгребают балконы, число заказов на вывоз увеличивается, перед Новым годом — то же самое.

Второй проблемой было привлечь в этот необычный «магазин» покупателей. Поначалу Юлия делала подарочные сертификаты, дарила купоны, даже прятала по «Свалке» деньги, чтобы привлечь покупателей. Помогла организация детских праздников: Юлия повесила качели, сделала игровую зону, стала приглашать аниматоров и звать томичей с детьми на эти праздники бесплатно.

Мамы, приведя детей, могли расслабиться, погулять по «Свалке», примерить винтажные наряды, а потом, уходя, рассказывали о необычном проекте подругам. Так наладился круговорот вещей и покупателей.

Сложности проекта

— Работать на «Свалке» — это риск и неопределенность. Когда выезжаешь за вещами, невозможно представить, что ты там найдешь, — рассказывает хозяйка томской барахолки. — Иногда это могут быть пакеты откровенного хлама, который только и остается, что донести до ближайшей помойки.

Часто такие хозяева еще и требуют вознаграждение или обижаются, что оно слишком маленькое. Хотя даже вывозя вещи без компенсации, хозяева «Свалки» помогают владельцам экономить: вывоз одного предмета мебели например, дивана, на мусорный полигон обойдется в две тысячи рублей.

Кроме того, есть клиенты со странностями и те, кто боится продешевить. Иногда два этих качества совпадают.

Один раз женщина попросила увезти на чермет неисправное пианино. Предложила его разобрать, чтобы нам было легче спускать. Договорились, разобрали. Потом она звонит, говорит: я передумала, давайте соберем. Я сперва даже не знала, что ей ответить. В конце концов удалось ее убедить, что пианино — это не шифоньер, и его нельзя так просто разбирать/собирать.

Социальные эффекты и антистресс-терапия

«Свалка» — проект социальный. Две трети доходов от продаж направляются на благотворительность. Кроме обязательных по франшизе денег для «Добро Mail.Ru», создатели «Свалки» перечисляют средства зоозащитным организациям. В прошлом году даже приютили собаку.

Юлия говорит, что ее «Свалка» — это антистресс-терапия для горожан, уставших от огромных сияющих торговых центров.

— Среднее время, которое человек проводит у нас, — это час. Мы никого не беспокоим, не ведем себя, как надоедливые продавцы, не лезем с советами, и ни за кем сильно не следим. А зачем? Вещи никто не ворует, даже цыгане, которые любят заходить к нам. Они сперва приходили и клянчили вещи бесплатно, но потом, когда мы им объяснили правила «Свалки», перестали и приходят как покупатели. Им, можно сказать, льстит, что здесь им оказывают доверие, не смотрят на них косо, как в обычном магазине, и они хотят это доверие оправдать.

«Свалка» одновременно похожа на блошиный рынок, библиотеку, на секонд-хенд и музей. Последнее не преувеличение: за экспонатами середины XX века приходили музейные работники из томского краеведческого. Здесь стоят старинные болванки для шляп всех размеров и фасонов, граммофон с рупором, радиолы 50-60-х годов на тонких ножках. Из-за угла на посетителей пристально смотрит голова Ленина. Голова не продается. Как и некоторые другие особо ценные экспонаты. Как говорят создатели «Свалки», им важно сохранять антураж пространства, а такие вещи с историей привлекают людей.

События «Свалки» — это отдельная тема. Здесь варят кофе для посетителей, проводят мастер-классы по реставрации старых предметов мебели и созданию эксклюзивных украшений.

Еще «Свалка» работает как B2B и сотрудничает c томскими секонд-хендами, поставляя им одежду, и закрывшимися магазинами, которые распродают новый товар.

На вопрос, кто главные посетители «Свалки», ее хозяева точно ответить не могут. Это актеры, которые ищут «что-нибудь чеховское» для новой постановки ТЮЗа. Это томские хипстеры, которые собирают модные образы из советских олимпиек и джинсов-варенок и устраивают фотосессии. Это радиолюбители, которые несколько лет искали «ту самую» деталь.

— Все лето утром в субботу к нам приезжал дедушка, — говорит Юлия Коверко. — У него дача в Тимирязевском, он покупал себе две-три виниловые пластинки и слушал на проигрывателе у себя в мансарде.

Отдельная тема — вещи, которые люди отдают после смерти родственников. Как говорит Юлия, уже по тому, как выглядят эти вещи, можно сказать, какие отношения были между людьми: «Свалка» забирала и скомканные как попало тряпки в пакетах, и аккуратно сложенные наборы инструментов советской эпохи, которые бережно передают бабушки после смерти мужей.

Юлия рассказывает, что иногда клиенты «Свалки» приходят с экзотическими запросами: например, танцор травести-шоу как-то искал наряд для номера с главной героиней — советской деревенской девушкой. Но «Свалку» такие посетители не смущают: для ее создателей нет нужных и ненужных вещей и хороших и плохих покупателей.

«Свалку» можно найти по адресу проспект Ленина, 30/2. Также много информации указано в группе проекта во «ВКонтакте».

Смотрите также

Комментарии