Птичку жалко
Квартира томички Нины Крыловой напоминает небольшой зоопарк. Помимо двух собак, кошки, хорька и рыбок, у нее нашли приют новорожденные бурундучата, коршун, а до них — еще множество братьев наших меньших. Но девушка не просто дает приют животным — все они ее пациенты. Нина учится на ветеринара, а все остальное время тратит на созданный ею Центр помощи птицам и диким животным.
***
Нина Крылова с детства не могла пройти мимо раненого голубя или покалеченной кошки, поэтому дома у нее всегда находилась живность, за которой девочка ухаживала, а потом отпускала на волю. Родители относились к стремлению дочери с пониманием и позволяли ей приносить «пациентов» домой. Со временем желание делать добро братьям нашим меньшим переросло в настоящее увлечение — Нина пошла учиться на ветеринара в Томский аграрный колледж, а потом и вовсе решила основать центр помощи птицам и диким животным.
— Идея создания центра пришла мне три года назад. Мы с друзьями возвращались с прогулки, и на обочине дороги я заметила раненого голубя. Он был в беспомощном состоянии, весь в крови. Я просто не смогла пройти мимо и забрала его домой, — вспоминает Нина.
В то время опыта оказания первой помощи тяжело раненым птицам у нее не было, и Нина, как могла, пыталась лечить «пациента». Но без квалифицированного осмотра орнитолога уже на следующий день голубь умер. После этого Нина задумалась о создании центра помощи птицам, чтобы стать настоящим доктором Айболитом — тем самым, который в сказке лечил зверей. Так все и началось...
***
По советам друзей Нина создала во «ВКонтакте» группу центра — так она хотела привлечь как можно больше внимания к своему делу, в том числе организовав сбор средств для раненых подопечных. Вместе с тем девушка понимала, что без помощи профессиональных орнитологов ей не справиться. В социальных сетях она стала искать группы приютов для птиц в других городах, писала орнитологам и просила помочь ей с рекомендациями по уходу за ранеными подобрышами.
На многочисленные обращения Нины откликнулись профессионалы из Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Они очень подробно отвечали на вопросы томички и советовали, на какую литературу по ветеринарии стоит обратить внимание. Нина старалась выполнять все рекомендации, но пернатым необходим осмотр в поликлинике, прежде чем назначить лечение. Именно поэтому будущий ветеринар обратилась в одну из томских клиник, где осмотр птиц проводит опытный орнитолог. Теперь она и ее питомцы — постоянные клиенты клиники.
— Осмотр птицы стоит немаленьких денег, которых зачастую не хватает. Приходится размещать в социальных сетях просьбы о помощи. И очень приятно осознавать, что в нашем мире есть люди, готовые пожертвовать своими сбережениями ради птиц, — поясняет томичка.
За три года в центре у Нины на лечении побывало немало птиц. Самыми частыми пациентами были голуби, синицы и воробьи. Они неприхотливы в еде и очень быстро шли на поправку. Но бывали гости и посерьезней. В прошлом году девушки, гуляющие на берегу реки в Синем Утесе, нашли раненого слетка сапсана. Через Интернет они нашли телефон Нины и позвонили ей с просьбой о помощи. Уже через час птица была в надежных руках. На слетка было страшно смотреть, вспоминает Нина: его голова была сильно разбита, мощный клюв хищника был весь обложен гноем.
— Я сразу поняла, что моей помощи птице будет недостаточно, поэтому пришлось незамедлительно выезжать в клинику. На УЗИ было видно, что при получении травмы был задет головной мозг, а это значит, что жить сапсану оставалось считанные часы, — рассказывает девушка.
К несчастью, так и вышло — птица ночью умерла. Проснувшись утром, Нина положила сапсана в коробку из-под обуви и пошла в лес: там у нее небольшое местечко среди деревьев, где она хоронит своих «пациентов».
Чтобы прокормить насекомоядных больных, Нина разводит дома тараканов. Причем живут они в комфортабельных условиях. У них отдельные трубки-домики, сделанные из картонных коробок. Все эти домики девушка поместила в большой пластмассовый контейнер, чтобы тараканы не разбежались по квартире. Кормятся насекомые по программе «шведский стол» — еда им доступна в круглосуточном режиме и без ограничений.
Сейчас в центре у Нины проходит реабилитацию черный коршун. Молодую птицу с травмами головы и лапы привез мужчина, нашедший ее в 100 километрах от города. Ему так было жаль пернатого, что он решил найти помощь в Сети, и наткнулся на группу центра. Мужчина привез раненого хищника к Нине, а также оставил на его лечение крупную сумму денег.
— Владимир, так звали мужчину, очень переживал за здоровье птицы. Это при том, что ранее, по его словам, благотворительностью он не занимался. А тут увидел увидел беспомощную птицу, и на него как будто снизошло озарение, — продолжает Нина.
В центре коршуну была оказана первая медицинская помощь, затем хищник был показан профессиональному доктору. После посещения клиники появилась надежда на спасение птицы.
— У коршуна сильно повреждена лапа, и его жизнь зависит от того, удастся ли ее сохранить. Без лапы птица не сможет жить даже в домашних условиях. Ведь вся опора будет приходиться на одну лапу. А птичка то нелегкая. И лапа будет постоянно болеть, а сустав повреждаться. Если сохранить не получится, то птицу ждет усыпление, — грустно поясняет хозяйка центра.
Помимо лекарств, хищных птиц нужно кормить мышами, которые сейчас в дефиците и стоят очень дорого. В этом серьезно помогают пожертвования неравнодушных горожан. А когда девушке не хватает и собственных средств, ей на помощь приходят родители. «Спасибо им, они не отказывают мне в финансовой поддержке, но и этих денег иногда не достаточно», — делится проблемой основательница центра.
Причем с каждым днем звонков от жителей поступает все больше. Люди приносят Нине не только покалеченных птиц, но и зверюшек.
— Совсем недавно мне позвонила женщина и попросила приютить новорожденных бурундучков, оставшихся без матери, — рассказывает девочка.
Маленьким бурундучатам от роду не больше недели. Они нуждаются в особом уходе и заботе. Кормить детенышей Нине приходится молочной смесью каждые два часа. Процесс кормления занимает много времени и требует особой внимательности. Ведь зверьки еще даже не открыли глаза и все время спят. После того как сиротки окрепнут и смогут самостоятельно добывать себе пищу, они будут выпущены на природу.
Когда Нина только начинала заниматься центром, родители относились к ее занятию неоднозначно. Мама всегда поддерживала ее, как могла, а вот отчим говорил, что нужно заняться более стоящим делом. Но со временем он принял стремление Нины помогать птицам и бездомным животным. И сейчас он один из первых людей, кто интересуется постояльцами центра помощи птицам и животных.
— Поддерживают меня не только родители, но и преподаватели колледжа. Они меня хвалят, и говорят, что нужно продолжать в том же духе, — дополняет Нина.
***
За время своего лечения животные привыкают к человеку и перестают его бояться. И это становятся проблемой. Ведь птиц, находящихся на лечении, после полного выздоровления нужно возвращать в дикие условия, а для этого сначала приходится отучать от человека.
— Тогда я лишь приношу им еду и тут же выхожу из комнаты. Это нужно для того, чтобы птица или животное при попадании в свою естественную среду не пострадали снова от рук человека. За время нахождения под моим присмотром они очень привыкают к людям, что впоследствии может сыграть для них роковую роль, — объясняет тонкости процесса Нина.
Но этот принцип не работает с хищными птицами. Они после длительной реабилитации отправляются в разлетники, где снова учатся летать и охотиться. Если разлетника нет, то птиц разлетывают в полях на специальной амуниции. К птицам постарше обычно подсаживают неопытных птенцов, которые учатся у своих старших братьев.
Но бывают случаи, когда выздоровевших пациентов нельзя выпускать на волю. В таких случаях на помощь снова приходит Интернет. Нина выкладывает в своей группе пост, в котором просит людей забрать к себе на попечение питомцев. Если добровольцы не находятся, то пернатые «пациенты» отправляются в ближайшие приюты для птиц. Из центра Нины на постоянное место жительства в соседний регион была отправлена обыкновенная пустельга. Она попала к Нине еще совсем юным птенцом.
— За время нахождения у меня птица стала ручной. Она сама бежала к человеку. Отпускать на волю такую птиц значит обрести ее на смерть, поэтому с орнитологами новосибирского приюта для птиц мы решили отправить пустельгу к ним на постоянное проживание. Но там она надолго не задержалась, ее забрала домой сотрудница приюта, — поясняет томичка.
Не меньше повезло и сове, найденной молодой парой на трассе. Люди настолько прониклись чувствами к птице, что после лечения забрали ее к себе. А вскоре новоиспеченный член семьи стал москвичом.
***
Небольшой земельный участок с разлетниками для птиц и просторными вольерами — таким видит свой центр помощи птицам и диким животным Нина.
— Разлетник очень необходим для птиц, ведь именно с его помощью они вновь учатся летать после лечения. Нельзя выпускать птицу в естественную среду обитания, не проверив ее полет, — отмечает девушка.
Аренда земельного участка, постройка разлетников и вольеров, лекарства и корм — все это стоит немалых денег, которые юная томичка пока не в силах заработать. К тому же Нина пока несовершеннолетняя.
Сейчас она в активном поиске человека, готового взять на себя ответственность по аренде территории для своего центра. «Если такой желающий не найдется, то придется ждать, когда мне исполнится 18 лет», — вздыхает зоозащитница.
Подробнее узнать о центре можно по ссылке.