Эпидемия власти
Нам сказали, что мы больны. Мы почти поверили. Беда в том, что в этом году к пропагандистским методам воздействия подключили еще и экономические. Это была ошибка. Но уже политическая.
Когда заболеваешь гриппом сам, эпидемия изнутри действительно кажется мощной и разнообразной по набору вирусов, слухов и якобы «смертных случаев». Однако наивные врачи выходят на публику с цифрами и фактами и как дважды два доказывают:
САМАЯ ОБЫЧНАЯ СЕЗОННАЯ ВСПЫШКА ЗАБОЛЕВАМОСТИ ГРИППОМ И ОРВИ. Никаких смертельных «свиных гриппов», никаких супервирусов, никаких умерших в мучениях. Ну да, на недельку пораньше, чем планировали. Ну да, ужас. Но не ужас-ужас-ужас!
Но в этом году эпидемия слухов об эпидемии накрыла нас гораздо раньше самой эпидемии. И виной тому, безусловно, власть. Следите за руками.
В октябре 2015 года городской департамент образования рассылает по школам обычное дежурное распоряжение о подготовке к сезонному всплеску заболеваемости. Обычный набор рекомендаций: мойте руки, следите за учащимися, сразу отправляйте домой заболевших…
Пока ничего необычного. Педагоги живут своей обычной жизнью. Ежегодный обязательный медосмотр они прошли еще в конце августа, ничего не предвещает неожиданностей.
Сразу после возвращения школьников с зимних каникул, несмотря на довольно крепкий морозец, начинается сезонный подъем заболеваемости. Ничего необычного не происходит, все по-прежнему.
26 января 2016 года губернатор Сергей Жвачкин неожиданно для посторонних глаз дает указание усилить меры по профилактике гриппа и ОРВИ и даже советует применять понятные и народу, и хипстерам препараты: чеснок, молоко и мед.
В тот же день (значит, готовилось загодя) главы муниципальных образований, департаменты здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, подведомственные им учреждения получают постановление главного государственного санитарного врача по Томской области Пилипенко на четырех листах. Тоже, в принципе, ничего необычного. Запретить проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, подготовить (уже подготовлены) дополнительные мощности в стационарах, увеличить время для проветривания между киносеансами… Кино — важнейшее из искусств во время эпидемии, его не запретить, как обычный детский утренник.
Странности начинаются 29 января, когда городской департамент образования рассылает учебным учреждениям образцы приказов, в которых черным по белому написано: «…отстранить от работы с … на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, … работников не прошедших вакцинацию против гриппа в 2015 году. Согласно статье 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработную плату указанным работникам не начислять» (образец приказа есть в распоряжении редакции).
Перевод с чиновничьего на человеческий язык гласит: нет прививки от гриппа, сделанной прошлой осенью, — нет зарплаты за период официально объявленной эпидемии. От двух до шести недель без зарплаты, если у тебя нет прививки.
Угадайте, сколько педагогов заблаговременно сделали прививку?
Сколько из них захотели месяц сидеть без зарплаты?
Цены на прививочные сертификаты, сделанные задним числом, тут же взлетели до тысячи рублей.
Среди педагогов поползли еще более страшные слухи, вызванные необычной строгостью наказания: «этот грипп страшнее, чем кажется…», «нам недоговаривают чего-то…», или точно как Почтмейстер в «Ревизоре»:
« — А что думаю? Война с турками будет».
Ну, вы понимаете, Гоголь потому и классик, что не стареет: раз в 150 лет у нас обязательно война с турками.
1 февраля губернатор призывает не геройствовать и оставаться дома, если заболели. Напуганные неожиданным неоплачиваемым отпуском, педагоги воспринимают это как издевательство. Это в выборный-то год, в России, где учителя всегда представляют из себя неисчерпаемый электоральный ресурс.
Спасительное решение находится то ли случайно, то ли уже в пожарном порядке. Отправить все учебные заведения области на преждевременные каникулы с 7 по 14 февраля. Если эпидемия к тому времени завершится, может и не понадобится никого от работы отстранять.
Просто у меня вопрос: что это было?
Варианты ответов:
— нас отвлекали от аховой экономической и внешнеполитической ситуации в стране;
— решили попробовать новый способ сокращения бюджетных расходов? Десять тысяч отстраненных помножить на 30 тысяч рублей средней зарплаты — 300 миллионов рублей. Нормальная экономия!
А у вас какие варианты?