5 декабря, четверг
-6°$ 104,24
Прочтений: 7232

Все было культурно. Почти…

Все было культурно. Почти…
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Культурная жизнь в 2015 году в Томске протекала довольно спокойно — без громких скандалов, феерических открытий, но все же без некоторых перемен не обошлось. Выходили новые книги, организовывались вызывающие обсуждение выставки, менялись режиссеры в театрах...

Уходящий год в России был объявлен Годом литературы. Официально его в регионе открыла презентация книги Михаила Андреева. Человек, прославивший на всю страну в текстах популярных песен томский трамвай «пятерочка» и тополиный пух, издал новый сборник «Потому что нельзя». Это собрание самых популярных и избранных творений автора. Презентовал книгу Андреев в театре юного зрителя. Мероприятие превратилось в концерт, местные исполнители спели шлягеры групп «Любэ», «Белый Орел», «Иванушки», «Фабрика», «Корни».

Летом, с 25 по 29 июля, томский Центр делового сотрудничества и отдыха «Томь» принял Первое совещание молодых писателей Урала, Сибири и Дальнего Востока. 39 авторов участвовали в мастер-классах и провели круглый стол «2015 год — Год литературы в РФ: состояние современной литературы», модератором его стал директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. Итогом совещания стала рекомендация к публикации лучших произведений. А четверо признанных лучшими авторов пригласили принять участие в 15-м Форуме молодых писателей России и зарубежья вне конкурса. Томичей среди них не оказалось.

Зато отметились в уходящем году томичи как читатели: в рамках Всероссийского студенческого медиафорума «Золотая лента — 2015», случившегося в городе в ноябре, более 1,5 тысячи студентов читали Льва Толстого. Это стало частью масштабной акции «Читаем вместе». Полторы тысячи страниц (столько ушло на роман «Война и мир») поделили между участниками. И 17 ноября на площади Ленина за две минуты 15 секунд прочли все произведение. Так студентам удалось стать рекордсменами по скоростному и массовому чтению. Акцию посвятили Году литературы в России, а также Международному дню студентов.

Что касается новых книг, то весною в Томске появилось новое издательство «Этноформула» — это проект команды создателей «Томского Этнофорума». Первой книгой, которую оно выпустило, стало «Прожитое и пережитое» Галины Телегиной. Автор появилась на свет в 1913 году Томске, в семье переселенцев из Орловской губернии. Свои воспоминания она стала писать незадолго до 90-летнего юбилея, работа была завершена в 2004 году, за год до смерти Галины Ивановны. Ее книга — это подробный рассказ о жизни советского человека, воспоминания о революции, НЭПе, коллективизации, терроре, Великой Отечественной войне, «оттепели», застое, «перестройки» глазами их очевидца. Все эти события она переживала в Томске и рассказывала их детально.

Продолжилось издание 14-томника «Томские классики»: первые девять книг издали в прошлом году, а в этом вышли тома, посвященные творчеству Николая Клюева, Константина Станюковича, Федора Тихмеева, Владимира Обручева, Бориса Климычева. Найти книги можно во всех библиотеках Томской области.

Единственный из томских прозаиков, попадавший в финал главной национальной литературной премии «Большая книга», Владимир Костин в 2015 году отпраздновал свой юбилей. Как и полагается писателю, в честь круглой даты он издал книгу. Это сборник «Коробок», в него вошли рассказы и повести (в том числе прежде неопубликованные) и исторический очерк «Два метеора, или Томск в 1890 году», где во многих любопытных деталях повествуется о жизни города в то время, когда его посетил Чехов. Как известно, классику наш город совершенно не понравился. Можно на него за это обижаться, а можно разобраться, каким он, собственно, Томск увидел.

Из юбилейных дат писателей и поэтов, давно ставших классиками, в городе ярче всего отмечали 75-летие со дня рождения Иосифа Бродского. В мае, накануне юбилея поэта, презентовали книгу о нем. Сборник стихов, эссе и воспоминаний, посвященных Бродскому, под названием «Из не забывших меня» был создан при непосредственном участии томичей.

Поэт и преподаватель литературного мастерства и художественного перевода ФилФ ТГУ Андрей Олеар переводит написанные на английском стихи Бродского на русский. В издании книги он принял участие и как редактор, и как переводчик. Всего понадобилось переводить тексты с восьми иностранных языков. Этой работой занимались 22 специалиста. Прозаические фрагменты с английского переводила Анастасия Кузнецова, дочь Иосифа Бродского. Осенью она приехала в Томск — представила книгу в Томском государственном университете. Читала стихи, пела собственные песни. А зрители поражались, насколько ироничная и обаятельная рыжеволосая гостья похожа на своего знаменитого отца.

Не обошлось в 2015-м в Томске без визитов звездных литераторов. Пригласили Захара Прилепина, чья «Обитель» в прошлом году получила «Большую книгу» и чьи политические взгляды не назовешь оппозиционными. Он посетил город осенью и на встречах с читателями запомнился в первую очередь своим заявлением о присуждении Нобелевской премии Светлане Алексиевич (новость об этом событии застала его в нашем городе). Ее он назвал «не писателем, но отличным журналистом, расшифровщиком интервью» и предположил, что таким решением Нобелевский комитет хотел уесть Россию, дав премию гражданке Белоруссии. Впрочем, с этим утверждением можно поспорить...

Завершился Год литературы в Томске в декабре вручением литературной премии, учрежденной в 2015-м губернатором Сергеем Жвачкиным. Лауреатами стали Владимир Костин, Сергей Заплавный и Софья Рубакова.

***

Что касается мира музыки, то одним из самых масштабных событий стал Международный музыкальный форум имени Эдисона Денисова (композитора авангардного направления, родившегося и выросшего в Томске). Он проходил в Томске с 10 октября по 6 ноября. Инициатором и организатором форума стала Томская областная филармония. Благодаря этому событию томичи смогли узнать, как играют на загадочном инструменте терменвоксе, пообщаться с композитором Евгением Догой (автором всем известного вальса к фильму «Мой ласковый и нежный зверь»), выбрать собаку для выступления с оркестром народного артиста Юрия Стоянова (славу которому принесла передача «Городок»). Среди «звезд» форума был пианист-виртуоз Денис Мацуев. Он выступил как солист и исполнил произведения совместно с Томским академическим симфоническим оркестром.

Состояние местного рояля, которому уже более 30 лет, музыканту не понравилось. После своего концерта народный артист России заявил об этом со сцены и обратился к губернатору с просьбой помочь купить новый инструмент. Сергей Жвачкин откликнулся, провели аукцион, в итоге в ближайшее время в филармонию будет приобретен рояль за 10 миллионов 700 тысяч рублей, фирмы «Steinway&Sons».

Третий год подряд выступает в Томске оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Неутомимый маэстро в 2015 году представил в Томске музыку Иоганнеса Брамса, Клода Дебюсси, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского. Обещания дирижера знакомить томских талантливых детей с Мариинским театром в этом году тоже стало сбываться: победители первого Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» в июне побывали в Петербурге.

Осень получилась музыкальной и для поклонников другого жанра. Первый международный молоежный джаз-симпозиум Томск — 2015 прошел 12-14 октября в ТГУ. Организовал его продюсер Асхат Сайфуллин при поддержке руководства вуза (говорят, ректор Эдуард Галажинский джаз любит). От традиционных фестивалей симпозиум отличался обилием научно-исторических и учебно-просветительских мероприятий. Лекции, круглые столы, мастер-классы виртуозов… В событии участвовали музыканты, которые не только играют, но и преподают, проявляют себя как композиторы. Это были доктор экспериментальной психологии Брэдли Вайнс, профессор Джульярдской школы музыки (США) тромбонист Стив Турре, доцент кафедры музыки и директор джазовой студии Florida Memorial University (США) трубач Мелтон Мустафа и другие.

Завершился музыкальный год в Томске знакомством с экзотическим жанром. В ТГУ представили… китайскую оперу! Шеньянский театр пекинской оперы сыграл «Чудеса пекинской оперы» — спектакль, состоящий из отрывков самых знаменитых китайских пьес. Пекинская опера — сложный вид искусства, объединяющий акробатику, пение, движение, манипуляции лицом и грим. Она во многом отличается от европейской. Например, на сцене почти нет декораций, поэтому людям в зале приходится не только слушать и смотреть, но и включать свое воображение.

***

Немало перемен можно заметить в 2015 году в томских театрах. В первую очередь они касаются главных режиссеров. Театр юного зрителя летом расстался с Ильей Ротенбергом — тот получил привлекательное предложение от ТЮЗа в Екатеринбурге, куда вместе со своей супругой, актрисой Дарьей Ротенберг, и перебрался. Перемены, судя по всему, пошли всем только на пользу. Ротенберг работал в Томске с весны 2013-го, его спектакли не были с восторгом встречены публикой и критикой. «Заговор чувств» и вовсе был всего несколько раз снят с репертуара. Поладить с труппой и прессой режиссеру тоже не удалось. Теперь ТЮЗ в поисках нового главного и сотрудничает с разными постановщиками. Например, Андрей Шляпин (Москва) поставил простой, ностальгический спектакль «Старший сын». Актеры без главного режиссера оживились и задумали проект «Адаптация», осваивают в своих работах необычное театральное пространство, проводят читки пьес современных российских драматургов.

Невозможно не заметить и сотрудничество ТЮЗа с петербургским режиссером Дмитрием Егоровым. Он поставил здесь «Победителей» — очень жесткий спектакль по военной прозе Светланы Алексиевич. А еще сделал с актерами театра свой фрагмент проекта «Песни о Родине». В спектакле, созданном при участии театральной компании «Гамма», участвовали режиссеры и актеры трех театров (новосибирские «Глобус» и «Первый театр», томский ТЮЗ). Егоров выбрал для постановки рассказ Майи Кучерской «Православный Ежик».

Название в сочетании с краткой информацией о фабуле, поданной примерно в таком духе: «Ежик уговорил креститься белочку, а она боялась воды. Во время крещения белочка умерла, но весь лес кричал: «Хорошо, что она умерла православной» вызвало возмущение многих. Спектакля никто не видел, но православные активисты потребовали его запретить. В итоге в Томске «Православного Ежика» так ни разу и не сыграли. А в Новосибирске показали несколько раз, но после истории с «Тангейзером» не стали рисковать, «оскорбляя верующих». Егоров сделал в «Песни о родине» другую новеллу.

Театр куклы и актера «Скоморох» главного режиссера в минувшем году, напротив, обрел. Им стал Сергей Иванников, обладатель «Золотой маски». Он же занял пост главного художника. Новый главный уже поставил три спектакля: «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина и его же «Пиковую даму», а также новогоднюю историю «Как медведь в Деда Мороза не верил». Все работы впечатляют визуальным решением. А «Сказка о рыбаке и рыбке» была признана лучшим спектаклем на областном фестивале «Маска». Прежде с постановками для детей такого не случалось. Еще «Скоморох» по трем номинациям стал финалистом национальном премии «Золотая маска». Так экспертов впечатлила «Панночка», прошлогодняя постановка Владимира Бирюкова (Пенза). На «Золотой маске» томские театры не бывали с 2001 года.

Томский театр драмы продолжает преображаться. Его главный режиссер Александр Огарев сочиняет спектакли современные, красивые, многослойные, непростые. Авторов ставят неизбитых, напротив, в основном прежде в России неизвестных. Среди премьер 2015 года — «Анна в тропиках» по пьесе американского драматурга Нило Круза, «Амели» по роману бельгийки Амели Нотомб (работы режиссера Александра Огарева). Андрей Черпин, главреж Новокузнецкой «драмы», поставил редкий для сцены «Роман с кокаином» М. Агеева. Для любителей традиционных мелодрам в репертуаре появился спектакль Анатолия Глухова «Пришел мужчина к женщине».

Возникла в «драме» традиция читок современных пьес. «Война» шведа Нурена, «Ужасная мать» голландца Вармердама, «Каренин» Сигарева были представлены в виде эскизов, набросков к спектаклям, и эта интересная форма привлекла зрителя. Тем более что после показов проходят обсуждения увиденного.

Впервые за 30 лет в Томск на гастроли приехал МХТ имени Чехова. Спектакль молодого режиссера и актера театра Александра Молочникова «19.14» сыграли дважды. Интересно, что среди занятых в нем актеров была и родившаяся в Томске Софья Райзман (она внучка Моисея Мироновича Мучника, который был в Томске известной личностью и в том числе работал директор драматического театра).

Из театральных событий года следующее касается Северска, но игнорировать его нельзя. Из-за конфликта с руководством покинула Северский театр для детей и юношества Наталья Корлякова, почти 25 лет его возглавлявшая и вырастившая удивительную труппу. При ней театр был славен и дружным коллективом, и спектаклями, добивавшимися успехов на фестивале. В Томске работы северчан обычно собирали полные залы. Теперь театр неизбежно станет другим. Кстати, по информации группы СТДЮ во «ВКонтакте», один из ведущих актеров театра Евгений Казаков в конце 2015 года ушел в томскую «драму».

***

Запоминающиеся выставки в этом году в Томске, естественно, были. Из легендарных авторов можно было увидеть работы Анри де Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали. В феврале в художественном музее открылась выставка Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…». Именно с этим городом было связано его творчество. Художник, живший в конце 19 века, знакомил зрителей с богемной жизнью столицы Франции. В экспозиции были литографии, посвященные кабаре, афиши, запечатлевшие танцовщиц и актрис роскошной и безмятежной эпохи «La Belle Époque».

В апреле выставочный проект «Рапсодия страсти» познакомил зрителя с малоизвестной графикой таких великих художников XX столетия, как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Это были пять полных серий офортов, литографий и рисунков из частных коллекций Франции и США. Художники создавали иллюстрации для пьес Маркиза де Сада, Фернана Кроммелинка и мемуаров Джакомо Казановы.

Привлек много внимания «Поп-Арт форум», собравший работы этого направления, выполненные в различных техниках: графика, афиши, постеры и другие объекты, собранные от частных коллекционеров и галерей. В октябре в художественном музее публике представили около 80 произведений, среди которых были такие популярные серии, как «Мэрилин», банка супа, «Кэмпбелл» Энди Уорхола и работы современных авторов, в том числе Ричарда Райана и Бэнкси.

Томские художники тоже активно выставлялись в уходящем году. В марте в художественном музее в честь своего юбилея провели персональную выставку братья-художники Петр и Николай Гавриленко. Петра искусствоведы давно называют «бунтарем» и «авангардистом». Он живет в Томске, его работы хорошо знакомы местным любителям искусства. А его брат Николай, художник-декоратор Мариинского театра в Санкт-Петербурге, нашей публике прежде знаком не был. На выставке Гавриленко представили более 70 живописных произведений.

В декабре юбилей отмечала персональной выставкой Розалия Пантелеева. Он работает во многих жанрах и техниках, но более всего известны ее офорты. Среди особенно известных серий художницы — работы, посвященные городу, Великой отечественной войне и… поэту Александру Блоку.

Другие томские знаменитые живописцы, Татьяна и Николай Коробейниковы, в августе представляли в художественном музее свои летние работы — они поучаствовали в международном пленэре в Черногории.

В октябре в выставочном зале «Томская гостиная» провел персональную выставку другой мастер — Александр Кнэхт. Она была посвящена городским пейзажам. Не обошлось без сказочных трамваев и других интересных томских видов.

Краеведческий музей осенью впечатлил выставкой-галереей исламского искусства. Ее жемчужиной стало благородное клинковое оружие Ирана. Древний и средневековый Восток славился саблями и кинжалами. Сложная структура и необычная узорчатая поверхность заставляла рассматривать оружие подолгу.

Одной из самых обсуждаемых в 2015 году стала ХХI областная молодежная художественная выставка-конкурс «Регион 70». Она проходила в художественном музее осенью и объединила более 200 произведений 54-х молодых авторов.

Накануне открытия в Интернете появилась информация, что экспозицию могут запретить. Проблема была не в картинах, фотографиях, коллажах и других арт-объектах. Музей и представители департамента культуры были против перформанса от лаборатории «Перформансы в публичных пространствах» Ксении Беленковой. Они собирались исследовать поверхности здания. В итоге и выставка, и перформанс все же состоялись, а катающиеся по лестницам и перилам музея участники действия стали поводом для споров о современном искусстве. Из представленного на экспозиции максимум внимания привлекал «Триипостасный свитер» Наташи Юдиной. Огромные вязанные полотна с Гагариным, Путиным и Дедом Морозом показались посетителем лучшим фоном для сэлфи.

На истории с перформансом сложности у «Региона 70» не закончились — представители «Творческого союза художников» писали в «белый» дом и требовали лишить выставку статуса областной, поскольку представителей этого союза не оказалось среди организаторов. О нежелании поддерживать инициативу молодых авторов, помогать в проведении выставки со стороны «Союза художников» и о других трудностях говорила в своей статье о «Регионе 70» один из ее организаторов — художник Лукия Мурина.

***

А самыми известными за пределами Томска стали в минувшим году танцоры. «ЮДИ» добрались до финала телешоу «Британия ищет таланты» (Britain's Got Talent). Их номер со светящимися костюмами поразил и жюри, и английскую прессу, и зрителей. Ролики на Youtube с выступлением «Юди» к концу 2015 года могут похвастаться от 1,2 до 16,5 миллиона просмотров.

Смотрите также