28 ноября, четверг
-6°$ 108,01
Прочтений: 12625

Николайчук. Сто дней после «детства»

Николайчук. Сто дней после «детства»
Фото: с сайта http://nik2009.tomsk.ru

Минула первая «стодневка» с того момента, как в кресле мэра города Томска воссел Николай Николайчук. Точнее, воссел он в нем значительно раньше, практически два года назад и даже в первый же день сделал радикальную перестановку в кабинете своего предшественника Александра Макарова. А вот в большом административном доме, каковым является мэрия Томска, перестановку до последнего момента сделать никак не мог — приставка и.о., по собственному утверждению Николайчука, мешала. Как и отсутствие опыта.

Полтора года в роли и.о. — своеобразное административное детство Николайчука. И вот 16 марта, после подведения официальных итого второго тура мэрских выборов, Николайчук от этой назойливой приставки избавился и вступил в пору административного отрочества. И, как и подобает деятельному отроку, полному планов и мечтаний, принялся обустраивать обретенный на правах оперативного управления, муниципалитет.

Сто дней — срок немалый, но и не большой. Кардинальных перестановок, как и значительной перестройки всей системы городского управления, за такое время не провести. Однако начать можно. По первым же шагам нового руководителя можно, с изрядной конечно же натяжкой, судить о ближайшем будущем вверенного управленцу хозяйства.

Что же мы видим в случае с Николаем Николайчуком? Первым и наиболее «звучным» начинанием прошедшего горнило выборов градоначальника стала новая структура городской администрации. Мэр посчитал возможным упразднить такие влиятельные оргструктуры как департамент экономики (его полномочия передаются в создаваемый департамент развития и муниципальной собственности), создать «единый департамент строительства», объединяющий все вопросы строительного комплекса и дорожного хозяйства. Правда, наряду с ним, создан еще один, отдельный департамент капитального строительства, но эта структура, очевидно, создана под конкретного чиновного персонажа — Владимира Оккеля, сохранение поста за которым особо рьяно лоббируется Белым домом. Будет создано и городское КРУ, в прямом подчинении у мэра, а также единое управление по тарифной политике.

Но главное — планируется передача целого ряда полномочий из мэрии в районные администрации (к слову, один из важнейших пунктов предвыборной программы оппонента Николайчука Александра Деева). Районы в новой структуре станут «крайними» по всем вопросам ЖКХ, содержанию и ремонту жилья, внутриквартальным проездам и прочей «мелочевке».

Как будет осуществляться координация деятельности новой структуры, пока неясно. Но главное — сколь бы стройной не была придуманная соратниками Николая Алексеевича структура, она легко может «забуксовать», натолкнувшись на кадровый вопрос.

Очевидным минусом мэрства Николайчука является его демонстративная несамостоятельность в деле принятия важных, в том числе кадровых решений. Посему, тот же Владимир Оккель, при любом к нему отношении со стороны градоначальника, всегда останется при месте. А вот сверхэффективный экономист-бюджетник Людмила Смольникова должности как раз решилась — Белый дом не простил ей ежегодных яростных боев за наполнение городского бюджета деньгами из бюджета областного. На месте Смольниковой с расширенным списком полномочий оказался еще один «десантник», явно спущенный в мэрию Белым домом, Анатолий Абрамов. Его менеджерские качества в Томске никому не известны и как сработает эта «темная лошадка», перейдя из полувоенной организации власти в Северске в принципиально демократичный и высоко политизированный Томск, сказать сложно.

В то же время именно Николайчук привел в мэрию целую плеяду авторитетных руководителей бизнес-структур. Тот же первый зам Евгений Паршуто, являющийся на сегодняшний день самой деятельной фигурой в административном сообществе Томска. Или Кирилл Новожилов, сменивший кресло гендиректора «Сибэлектромотора» на пост главы муниципального предприятия МУП ТЭК. Есть подозрение, что это не последние выходцы из бизнеса (и городской Думы), которые перерождаются в муниципальных служащих.

Как сработает этот «николайчуковский призыв» — в Красном доме пока не ясно. С одной стороны, эффективные менеджеры могут одарить город своим опытом, в том числе в решении сложных проблем кредитования и «разруливания» значительных долговых обязательств, с другой, стать лоббистами собственных бизнес-интересов на муниципальных постах. А это уже может быть просто опасно.

Однако пока административная команда Николайчука демонстрирует готовность решать наиболее острые вопросы городского хозяйства в диалоге с заинтересованными согражданами. До «разговора с каждым конкретным томичом», который требует от подчиненных новый мэр, дело пока не дошло. Да и вряд ли дойдет. Но вот ситуация с новыми ставками кадастровой оценки земли, которые ударили по розничному бизнесу молотом неподъемного земельного налога, была чиновниками мэрии практически «разведена». Причем, в диалоге с теми самыми предпринимателями, которых сначала, по старой привычке, обвинили в сокрытии сверхдоходов и непрозрачности структуры собственности. Готовность к диалогу, несомненный плюс команды Николайчука.

Еще одним приметным явлением «стодневки» нового мэра стало существенное ослабление позиций городской Думы. В бытность спикером городского депутатского собрания Николай Николайчук вполне успешно сохранял за ним как целый ряд ключевых полномочий, так и особую позицию в решении множества вопросов. С его переходом в мэрию и восхождением в кресло спикера «технического» назначенца Александра Чуприна свои позиции гордума полностью сдала. Теперь представительный орган Томска постепенно превращается в еще один департамент мэрии, глава которой сам себя считает замом губернатора по городу Томску. Эпоха политической конкуренции и публичной политики, похоже, уходит в прошлое.

Смотрите также