22 ноября, пятница
-12°$ 100,68

Темное будущее 50-й бригады (фото)

Темное будущее 50-й бригады (фото)
Фото: Артем Мишенин

Уже больше месяца муниципальный «Комбинат спецобслуживания» — не вывозит тела умерших из больниц. На предприятии говорят, что причиной стало отсутствие финансирования со стороны горадминистрации. Поэтому сегодня входящая в состав комбината бригада № 50 выезжает за телами только на места происшествий, по звонку из УМВД. Мера эта временная — работники бригады надеются, что решение скоро будет найдено. Или с 1 апреля им придется пополнить ряды безработных, а их функции возьмут на себя частные предприятия. И то не все, говорят работники 50-й бригады: частники, к примеру, не занимаются перевозкой так называемых «социальных клиентов» — бомжей, безродных и других.

Как все начиналось...

Если покопаться в документах на сайте мэрии, можно обнаружить постановление, подписанное еще Николаем Николайчуком. В нем говорится, что с 1 января 2011 года функции круглосуточной транспортировки умерших переходят от горздрава, а точнее от станции скорой медицинской помощи, к департаменту городского хозяйства. При этом до 15 мая того же года ведомствам было поручено «организовать мероприятия по передаче штата бригады по транспортировке умерших № 50 в «Комбинат спецобслуживания». К этому же времени в КСО должна была переехать и материально-техническая база бригады.

С тех пор сменился мэр, канул в лету горздрав, был реорганизован департамент городского хозяйства. А вот функции вывоза умерших по-прежнему оставались за комбинатом. Однако, как оказалось, на деньги этот переход перестал распространяться еще в 2013 году — именно с тех пор, по словам и.о. директора комбината Евгения Ворфоломеева, бригада № 50 перестала получить субсидирование от города. В результате по итогам 2014 года у предприятия накопился «минус» в 6,5 миллиона рублей.

— Хоть муниципальное финансирование и убрали, мы не могли отказаться от своих обязательств: погребение по гарантийному перечню мы должны провести, даже если нет денег. В итоге пошли убытки, ведь перевозка тел оплачивается за счет предприятия, а затраты на это стали превышать доходы. Но в нашем Уставе прописано, что предприятие не может быть убыточным, поэтому нам ничего не остается, как прекратить деятельность бригады.

По словам Ворфоломеева, последние полтора года бригада содержалась на выручку, которое предприятие получало от продажи ритуальных принадлежностей и проведения похорон, а также на средства, полученные по контракту от службы городских кладбищ. Ведь КСО является в Томске специализированной службой по организации похо­рон и предоставлению связан­ных с ними услуг.

В месяц на содержание бригады требуется около 800 тысяч рублей, продолжает руководитель. Сюда входят зарплата рабочим, содержание автомобилей, спецодежда, носилки, пленка, пакеты, перчатки и прочее «довольство».

— Нельзя просто приехать и забрать умершего, — объясняет Евгений Ворфоломеев. — Есть санитарные нормы, которые мы обязаны соблюдать.

Если вдаваться в подробности, то бригада занимается вывозом тел по определенному списку. Во-первых, сотрудники предприятия выезжают на места преступлений, аварий и других происшествий с жертвами. Во-вторых, забирает и везет в морг тела из больниц — это основной вид деятельности КСО. Кроме того, бригада транспортирует бесхозные тела, например бомжей или неопознанных лиц, а также увозит умерших из квартир, но такое бывает редко.

Куда ушли деньги?

По словам руководителя комбината, в общей сложности долг муниципалитета перед КСО составляет 8,9 миллиона рублей — сюда входит недополученное субсидирование и задолженность за уборку кладбищ. По словам Ворфоломеева, акты приема работ были подписаны и приняты департаментом городского хозяйства. В свою очередь Счетная палата города заключила, что кладбище «Томск-II», на котором проводились работы, не входит в реестр муниципальной собственности. Следовательно, не находится на содержании города.

Незадолго до отмены субсидий Счетная палата провела на предприятии проверку. По результатам аудита был выявлен целый ряд нарушений и принято решение усилить контроль над предприятием, а также рассмотреть правомерность выделения субсидий. В итоге финансирование признали неправомерным и отменили в 2013 году, говорит руководитель КСО.

Хотя бригада и перестала работать с больницами, законов природы никто не отменял, поэтому со 2 февраля забота о перевозке тел легла на плечи медицинских учреждений. Пока лишь пять больниц заключили договор с КСО и оплачивают вывозку тел, все остальные находятся в ожидании решения администрации города.

— К сожалению, потребность в услугах бригады № 50 есть всегда, — говорит Александр Деев, главный врач горбольницы № 3. — Пока мы делаем все своими силами, но для больницы это очень затратно.

Нестандартная работа

На территории комбината рядом с гаражом стоит небольшое одноэтажное здание — здесь обитают служащие бригады. Их работа устроена так, что в любое время суток они должны быть готовы отправиться на вызов. Можно сказать, что девять дней в месяц каждый из них живет в этом здании.

Работники бригады не любят распространяться по поводу своей профессии, не хотят попадать в кадр фотокамеры, поэтому настоящих имен мы называть не будем, а на снимках вы не увидите их лиц.

Владимир работает в «полтиннике» уже 13 лет. Сейчас перед ним, как и перед остальными сотрудниками, встал вопрос, что делать, если бригаду расформируют:

— Кто куда пойдет работать? Допустим, водители себе работу найдут. Кто-то вернется в «скорую», а вот санитарам будет не просто. Да и привыкли мы уже здесь: почти все отработали больше десяти лет. А частники с этой работой не справятся, они к нам сами иногда обращаются за помощью, когда случаи очень сложные. Да и не привыкли они вывозить таких, каких мы возим.

Другая сторона

Тем временем получить сколь-нибудь внятный комментарий чиновников относительно ситуации с 50-й бригадой за две недели нам не удалось. Только на выездном совещании мэра Ивана Кляйна нашему корреспонденту выпала возможность задать вопрос по этой теме. Градоначальник заявил, что в курсе происходящего на предприятии, и удивился, узнав, что журналистов не пригласили на недавнее совещание о судьбе бригады.

В то же время Иван Григорьевич намекнул на то, что ситуация не такая однозначная, как кажется. К примеру, нужно еще понять, откуда у города такие долги перед КСО:

— Сегодня по этому виду работ прошло несколько конкурсов. И победил на них не только «Комбинат спецобслуживания» — последний аукцион на работы во втором-четвертом квартале выиграл «Белый ангел», причем с ценой практически в два раза ниже. Долги города — это вопрос разбирательств. Сегодня частник выиграл конкурс на эти же работы с ценой 2 225 рублей, а долг в восемь миллионов у нас накопился по старой цене почти в пять тысяч. Сейчас дана команда нашему муниципальному предприятию подсчитать, сколько же эти услуги стоят на рынке. Предприятия нам говорят, что это стоит, условно, пять рублей, а рынок говорит, что два рубля. Тогда о каких долгах идет речь? — сказал Кляйн.

Есть и другая заковырка, о которой ранее заявлял заммэра по городскому хозяйству Владимир Хан. В частности, в мэрии сомневаются, что сегодня субсидирование такого предприятия законно.

—Мы направляли письмо в облздрав с просьбой включить в их бюджет оказание услуг по вывозу тел умерших. Там ответили, что в их функции это не входит, соответственно, финансирование на эти цели не заложено. Тогда мы направили письмо на имя зампрокурора, где поставили несколько вопросов. Во-первых, будет ли являться с точки зрения закона правомерным дальнейшее финансирование и содержание 50-й бригады за счет муниципалитета? Во-вторых, если законных оснований нет, просим принять меры к организациям, которые обязаны осуществлять эти функции. Мы попросили максимально быстро рассмотреть материалы и подготовить ответ, потому что с 1 апреля работники 50-й бригады предварительно уведомлены о возможном сокращении, — отметил Хан.

Он добавил, что Минстрой готовит законопроект, по которому данные работы будут включены в перечень для исполнения муниципалитетом. «Тогда у нас отпадут всякие сомнения в необходимости и, самое главное, возможности финансирования из муниципального бюджета этих услуг», — сказал заммэра.

Скандалы, интриги...

Нужно вспомнить еще один момент. Начиная с 2008 года «Комбинат спецобслуживания» не раз становился объектом критики со стороны частных похоронных организаций. Так, в 2006 году городские депутаты утвердили Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Томска». В 2008 году одна из частных похоронных контор пожаловалась в арбитражный суд на нарушение принципов конкуренции. Истец указывал, что муниципальный «Комбинат спецобслуживания» имеет больше преимуществ, чем частники. Суд тогда предпринимателей не поддержал и оставил городское Положение в силе.

В 2011 году бизнесмены обратились в областное управление ФАС. Поводом послужил отказ одной из авиакомпаний взять на борт «груз 200», запаянный частным похоронным бюро. Перевозчики ссылались на то, что по Положению гроб должен быть запаян муниципальной службой. Юристы УФАС предписали депутатам внести в документ ряд правок, которые исключат возможности двоякого толкования норм.

Однако это, судя по всему, принципиально не повлияло на ситуацию. Теперь, видимо, частные похоронные организации решили действовать «по умному» — заявиться на конкурсы и выиграть их за счет снижения цены. Возможно, прав был мэр, говоря, что этому рынку нужна конкуренция. Если это позволит снизить затраты города на неприбыльное предприятие, вероятно, мало кто будет против. Тем более что убытки числились за КСО еще до прекращения субсидирования.

Однако руководитель «Комбината спецобслуживания» предупреждает, что закрытие предприятия очень скоро скажется на доступности похоронных услуг:

— Частные фирмы говорят клиентам, что увезут их бесплатно, но они возвращают себе деньги через другие услуги. Все компенсируется. Бесплатно — это только видимость, — говорит Евгений Ворфоломеев.

Смотрите также

Комментарии