23 ноября, суббота
-11°$ 102,58

«Бензозаправка» для троллейбуса (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Не секрет, что обеспеченность общественным транспортом новых микрорайонов оставляет желать лучшего. Безлошадным жителям огромных новостроек с Клюева, Обручева и Герасименко зачастую приходится либо подолгу простаивать на остановках, либо добираться с пересадкой. Не исключено, этот дефицит будет искореняться не только за счет корректировок автобусных маршрутов. Нынешней осенью в мэрии озвучивали намерение пустить до «Зеленых горок» и муниципальные троллейбусы. И даже назвали предварительный срок — 2016 год.

В реализации этого проекта есть одна не вполне очевидная для среднестатистического пассажира тонкость. Электричество, которым питаются троллейбусы, — ресурс небезразмерный: оно поступает от так называемых тяговых подстанций. Такие объекты адаптируют электроэнергию, поступающую от ТРК, к специфике троллейбусных контактных сетей: понижают напряжение с 6-10 киловольт на входе до 0,6 на выходе, а также превращают его из переменного в постоянное.

Тяговых подстанций в городе 13. Как поясняют специалисты «Горсетей» (эта компания обслуживает сетевое хозяйство ТТУ), на сегодняшний день их совокупной мощности в целом достаточно, чтобы питать нынешние 200 километров трамвайных и троллейбусных контактных сетей. А вот ресурса для развития особо-то и нет. Тем более что тяговые подстанции строились еще в советское время — в 1970-х годах. С тех пор сколь-нибудь серьезной модернизации на этих объектах не было.

Впрочем, теперь есть и исключение. На днях «Горсети» официально завершили реконструкцию тяговой подстанции № 13. Она находится рядом с трамвайно-троллейбусным парком, в районе перекрестка Елизаровых и Фрунзе.

— Подстанция капитально не ремонтировалась с момента создания в 1976 году, — рассказывает технический директор ООО «Горсети Рафаиль Валитов. — Здесь до сих пор использовались масляные трансформаторы советского производства. В ходе капремонта их заменили на новые, их закупали в Европе через московское научно-производственное предприятие «Энергия». Обновили и ряд других комплектующих, они закупались в основном в России.

Представитель «Горсетей» также подчеркнул, что ремонтные работы удалось организовать так, что работа травмайно-троллейбусного парка (а он запитан именно от этой подстанции) не останавливалась ни на минуту. «В результате проведенных работ мощность подстанции увеличилась примерно в полтора раза», — разъяснил Валитов эффект от проделанной работы.

— В ближайшую неделю объект будет официально принят в эксплуатацию, хотя он уже работает, — сказал директор Травмайно-троллейбусного управления Григорий Шульгин. Он также сообщил, что появление дополнительной мощности у тяговой подстанции на Елизаровых — первый шаг к реализации проекта «троллейбус на Клюева».

— Потенциально возможный участок на Клюева будет питать именно эта подстанция, — объяснил руководитель ТТУ. — Ее дополнительной мощности совершенно точно хватит для того, чтобы проложить контактную сеть от конца Фрунзе до перекрестка с Обручева — там как раз есть кольцо, где троллейбусы смогут разворачиваться. Думаю, в среднесрочной перспективе, года через два или три, этот проект будет реализован.

Григорий Шульгин не исключил, что троллейбусы могут быть заведены и непосредственно на улицу Обручева. По его словам, сейчас обсуждается вариант, чтобы они ходили до улицы Герасименко.

— Это было бы удобно для жителей, — пояснил руководитель ТТУ. — Возможно, мы будем реализовывать этот проект через приобретение трансформаторных троллейбусов, возможно, заведем на Обручева контактную сеть. Это, конечно, чуть более отдаленная перспектива. Но увеличение мощности подстанции на Елизаровых в любом случае очень важный шаг с точки зрения перспективы запуска троллейбусов в новом микрорайоне.

У сотрудников «Горсетей», которые занимаются повседневным обслуживанием тяговых подстанций, свой повод для радости. Старший службы технической эксплуатации трансформаторных подстанций Николай Калашников с удовольствием проводит экскурсию по обновленному объекту. Поясняет: новые трансформаторы (их на подстанции три), ячейки, выключатели теперь будут работать на порядок надежнее, а управлять подстанцией станет удобнее. «Многое здесь вообще можно делать удаленно, появляться здесь будем, только чтобы пыль смахнуть», — улыбается специалист.

Гендиректор «Горсетей» Владимир Резников в свою очередь подчеркнул, что предприятие готово и дальше содействовать развитию электротранспорта в городе.

— Мэр сейчас ставит задачу модернизировать муниципальный транспорт, и обновление ключевой для города тяговой подстанции — как раз то, с чего надо было начинать, — подчеркнул руководитель компании. — Мы очень внимательно подошли к выбору проектной организации и поставщиков оборудования. Важно было подобрать решения, которые были бы оптимальны с точки зрения соотношения цены и качества, а также, чтобы они идеально подходили под специфику города, наши условия. Процесс выбора занял довольно много времени, мы изучали массу предложений, посетили с десяток отраслевых выставок и семинаров. В конечном итоге нам удалось подобрать оборудование, которое без преувеличения соответствуют всем современным мировым стандартам.

Словом, запуск троллейбуса по Клюева, похоже, все-таки не из категории «прожектов». Параллельно с обещаниями предпринимаются и конкретные шаги. Посмотрим, удастся ли выдержать заявленные сроки.