26 ноября, вторник
-6°$ 103,79
Прочтений: 9669

Маршрутный диалог

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В Томске открыто идет дискуссия о повышении цен на проезд. Варианты уже озвучены: 15 рублей — в троллейбусе и трамвае, 17 — в маршрутке и 20 рублей — в любом общественном транспорте после 21:00. Впрочем, окончательное решение пока не принято, власти изучают общественное мнение и ищут дополнительные механизмы контроля маршрутного бизнеса и улучшения качества пассажироперевозок.

На минувшей неделе все желающие поговорить о повышении стоимости проезда на общественном транспорте могли сделать это в режиме прямого диалога — что называется, лицом к лицу. Для встречи с общественностью был выделен просторный зал в администрации Кировского района.

… Сидячие места в помещении заняты полностью. Кому-то пришлось и постоять. Среди присутствующих замечаю и «ангажированную аудиторию» — знакомых представителей маршрутного бизнеса. Впрочем, хватает и другой публики — пенсионеров, пожалуй, больше всех. Попадаются и молодые лица — вероятно студенты. Присутствуют и общественные активисты из числа не самых удобных для любых администраций. В общем, публика пестрая.

Стартуем. Первое развернутое сообщение от Андрея Колмогорцева, начальника городского управления тарифной политики. В своей речи он приводит данные из документов, которые маршрутный бизнес направлял в мэрию в качестве обоснования необходимости повысить цену. Из них следует: диапазон экономически оправданных с точки зрения перевозчиков тарифов — от 23 до 26 рублей за поездку. Перепроверив эти расчеты, специалисты управления пришли к тем самым 17 рублям днем и 20 рублям вечером.

— По нашим расчетам экономически обоснованная стоимость проезда в автобусе составляет 17 рублей 31 копейку, вечером стоимость может быть выше из-за того, что Трудовой кодекс предусматривает доплату за работу водителей и кондукторов в вечернее время, — уточнил представитель муниципалитета. — Отсюда и предлагаемые тарифы.

Себестоимость проезда в муниципальном транспорте, по словам Колмогорцева, еще выше: примерно 22 рубля — в троллейбусе, около 25 рублей — в трамвае.

— Однако учитывая социальную значимость перевозок электротранспортом, мы предлагаем поднять тарифы до 15 рублей днем, а после 21:00 сделать стоимость проезда единой — 20 рублей за билет, — высказался представитель муниципалитета. И уточнил, что разница в доходах ТТУ будет, как и прежде, компенсироваться из бюджета.

Первый вопрос из зала целит не в бровь, а в глаз. «Цены на ЖХК растут, на продукты растут. Вы понимаете, что повышение тарифов станет социальной бомбой?» — спрашивает один из участников слушаний.

Заммэра Владимир Хан соглашается, однако поясняет, что решение вынужденное.

— Мы прекрасно понимаем, что этот шаг не добавит очков власти, но в то же время отдаем себе отчет, что альтернатива повышению — разрушение системы пассажирского транспорта, — отвечает на вопрос заммэра. — Можно было бы проигнорировать запросы перевозчиков, спрятать голову в песок, пусть крутятся, как хотят. Но в этом случае может возникнуть ситуация, когда маршрутники начнут массово уходить из бизнеса, и встанет вопрос, на чем будут ездит томичи. А это гораздо более серьезно.

«А почему вечерний тариф предлагается ввести именно с девяти вечера? Почему, например, не с десяти?» — интересуется еще одна участница слушаний — похоже, из пенсионеров. Представители мэрии признают, что на этот счет окончательной ясности пока нет. «Нет законодательно утвержденных норм, когда наступает вечернее время, нам предстоит принять самостоятельное решение, опираясь на здравый смысл», — поясняет представитель власти. Поэтому мы и предлагаем всем вам высказать свои соображения».

«Город университетский, в ТГУ например последние пары во второй смене заканчиваются в 21:45, — берет слово молодой мужчина, на вид лет 25-30. — Студенты — не самая обеспеченная категория пассажиров. Если опираться на их интересы, вечерний тариф разумнее вводить часов с одиннадцати вечера или не вводить вовсе».

Прикидываюсь рядовым участником встречи. «Наверняка ведь можно посмотреть детальные данные о плотности пассажиропотока в вечерние часы, в ТТУ они наверняка есть, и тенденция, скорее всего общая. Отталкиваясь от этого, и можно принимать решение», — добавляю свои «пять копеек» в мозговой штурм.

«Лично мне без разницы, будет это 21:00 или 22:00, — высказывается еще одна женщина. — Важно, чтобы вечером автобусы ходили без сбоев, сейчас их в вечернее время дождаться иногда невозможно. Если это изменит ситуацию, то можно и заплатить дороже. Но очень важно, чтобы мы почувствовали результат от введения вечернего тарифа».

«Кондукторов в части автобусов нет, и вероятно не появится, — берет слово дама средних лет. — Не очень понятно, как будет определяться момент, в который будет вводиться вечерний тариф. Кто-то зашел в 20:55, выходит в 21:10. И как рассчитываться? Это неминуемо приведет к конфликтам между водителями и пассажирами».

Владимир Хан предлагает высказать предложения и по этому нюансу. В ответ кто-то советует ввести за правило рассчитываться при входе, кто-то — наоборот ориентироваться на время выхода. «Выходишь после 21:00, плати как за вечерний», — кратко обозначает позицию мужчина в возрасте за 50. Вероятно, сам из перевозчиков.

«Мне кажется, разумнее ориентироваться на время расчета. Неважно, когда зашел, — если рассчитался в дневное время, значит, едешь по дневному, рассчитался после — значит, по вечернему», — предлагает еще один участник встречи.

Подводя итоги первой части обсуждения, Владимир Хан подчеркивает: введение вечернего тарифа — один из способов решить проблему с транспортом после окончания часа пик. «В этой проблеме есть и экономическая составляющая. После восьми вечера пассажиропоток объективно падает, бизнесу нужен дополнительный стимул, и тут уже наш с вами выбор: или мерзнуть и ждать, или заплатить чуть дороже», — поясняет заммэра логику введения вечернего тарифа.

Слушаем еще один доклад — про контроль за работой общественного транспорта. Слово предоставляют директору муниципального центра по организации и контролю пассажироперевозок Александру Фадееву. Он подчеркивает, что за полгода его служба отреагировала более чем на 600 жалоб. И заверяет, что предприниматели в целом на эти замечания реагируют.

— Совершенно точно, что тех же водителей-хамов увольняют, даже несмотря на нынешний дефицит кадров, таких прецедентов десятки, — отмечает Фадеев. — Ситуация с нарушением графика движения тоже выравнивается. Например, несколько месяцев назад потоки жалоб на маршрут № 53 были так велики, что стоял вопрос о его закрытии. Сейчас бригада выправила положение, пассажиры перестали на него жаловаться, теперь он скорее из категории стабильных.

Тем, кто сталкивается с нарушениями, директор центра предлагает не лениться и активнее сообщать об этом в его структуру. «В дневное время мы принимаем жалобы по телефону 28-29-06. Кроме того, можно оставить сообщение на сайте или по электронной почте tomsk-transport@mail.ru. Мы реагируем на все сообщения, центр создавался в том числе и для этого», — заканчивает Фадеев свое выступление.

Собравшиеся в зале охотно подхватывают тему, делятся соображениями, на что еще стоит обратить внимание контролерам. «Хотелось бы, чтобы во всех автобусах озвучивались остановки, не думаю, что это сложно. Плюс хочу напомнить перевозчикам про чистоту в салонах: чехлы, стекла, шторки на окнах... Хочется, чтобы приятно было ездить в этих автобусах», — высказалась одна из женщин.

— Лично я не настаиваю на кондукторе — все понятно, это лишние затраты. Но вот конкретный пример — я регулярно сажусь в автобус № 37 на первой остановке. В салоне регулярно бывает накурено, хоть топор вешай, — высказалась еще одна участница. — Мужики, уважайте вы себя! Что мне каждый раз действительно звонить и кляузничать?! Ну проветрите вы автобус, это не требует никаких особых затрат. Сейчас вы просите поднять цены, мне, конечно, это не нравится, но, видимо, придется смириться. Но хотелось бы, чтобы нас просто элементарно уважали. Тогда и к вам отношение изменится.

Еще несколько выступлений с разных концов зала. Люди преимущественно ворчат. Но в истерику не скатываются, собрание не перерастает в митинг протеста. Подводя итоги встречи, это обстоятельство отметили и представители мэрии, и рядовые участники. «Удивлен тональностью сегодняшний встречи, впервые у нас получился нормальный диалог, — высказался в конце собрания представитель профсоюза предпринимателей Александр Остроушко. — На мой взгляд, это говорит и о стремлении власти принять по-настоящему взвешенное решение, и что люди как-то стали больше вникать в тонкости работы бизнеса».

Владимир Хан в свою очередь пообещал, что высказанные на собрании точки зрения по проблемам введения вечернего тарифа будут учтены при принятии окончательного решения. А также рассказал о дальнейших планах по реформированию системы городских пассажироперевозок.

— Многое упирается в форму договоров, которая была принята очень давно, ее необходимо пересматривать, — пояснил он, обращаясь и к пассажирам, и к предпринимателям. — Мы сейчас подготовили новую форму договора, следующий шаг — договориться с предпринимателями об его подписании. Хотя и понимаем, что перевозчики не горят желанием его подписывать, но будем искать компромиссы.

В общем, этот маршрутный диалог, похоже, далеко не последний.