26 ноября, вторник
-6°$ 103,79

Маршрутная переоценка

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В августе маршрутный бизнес в очередной раз инициировал процедуру изменения цен на проезд — естественно не в сторону их снижения. И вот теперь, когда не за горами новый год, тарифная дискуссия между перевозчиками и властями постепенно подходит к кульминационной фазе. Очередное собрание городской транспортной комиссии чем-то походило на международные переговоры: представители власти и бизнеса будто бы зондировали позиции друг друга. Прозвучала и конкретика: специалисты управления тарифной политики официально озвучили свои выводы о возможном росте цены билета. Предприниматели, к слову особо не комментировали эту сумму: вроде бы и не особо обрадовались, но и возмущаться не стали.

Председатель городского комитета тарифной политики и ценового регулирования Светлана Линькова свой доклад начала с озвучивания структуры расходов маршрутного бизнеса. По официальным данным, большая часть стоимости билета — примерно 50 % — уходит на зарплату водителей и кондукторов.

— Расчет был произведен с тем условием, что у нас во всех без исключения автобусах есть кондукторы, — подчеркнула представитель мэрии. — Среднемесячная заработная плата водителя по нашим сведениям на сегодняшний день составила 20,5 тысячи рублей, кондуктора — 12,5 тысячи.

Еще 29 % уходит на ГСМ. Причем власти, обсчитывая затраты предпринимателей, учитывали, что кто-то ездит на бензине, кто-то — на метане, кто-то — на пропане. — В формулу было заложено соотношение автобусов, по видам топлива, — отметила Линькова. Несколько видов расходов: на обновление шин, техобслуживание, ремонт, мойку, предрейсовые медосмотры и техосмотры, ОСАГО и ряд других трат — специалисты объединили в статью «прочие расходы». Она занимает в структуре расходов третье место, ее «вес» — 12,5 %. Управленческие затраты, по результатам анализа, составляют 2,18 %, затраты на амортизацию техники — 3,7 %.

— Заложенная норма прибыли составляет 5 %, — подвела итог теме Светлана Линькова.

Присутствующий на встречи лидер некоммерческого партнерства «Транспортное управление» Александр Ткачук в своей речи высказал недовольство принятыми в Томске правилами запуска процедуры пересмотра тарифа. По постановлению мэра этот процесс может быть инициирован только в том случае, если соответствующие экономические обоснования предоставят не меньше трети работающих в городе перевозчиков. Ткачук назвал этот порядок незаконным.

— Ни в одном городе такого нет, это заградительный барьер, — заявил лидер маршрутного сообщества. — Мы считали и считаем, что пересмотр тарифа должен происходить на регулярной основе, например, раз в год с учетом уровня инфляции.

Еще один участник дискуссии — начальник городского управления дорожной деятельности Игорь Кашеваров, со своей стороны, подчеркнул значимость обновления автобусного парка. По официальным данным, в маршрутных перевозках заняты 833 автобуса. Срок службы большинства — от 10 до 15 лет — таких автобусов в Томске около 56 %, а сравнительно новых — в возрасте пяти лет и младше — всего 16 %.

— Самая новая техника на маршруте № 60, там весь подвижной состав состоит из автобусов, выпущенных не позднее 2009 года, — заметил Кашеваров. — А самая старая — на третьем маршруте, там две трети автобусов старше десяти лет.

Чиновник подчеркнул, что сейчас в стране действует программа утилизации автомобилей — сданный в утиль «ПАЗик» дает право получить от 300 до 350 тысяч — это примерно четверть стоимости нового автобуса.

— Томские перевозчики пользуются этой возможностью, мы видим, что количество автобусов в возрасте до года у нас растет, — отметил представитель мэрии. — Хотелось бы, чтобы эта работа была активизирована. После поднятия тарифа пассажиры обязательно спросят, а где новые автобусы? Этот вопрос вместе с качеством оказываемых услуг стоит сегодня наиболее остро.

Участвующие в круглом столе предприниматели возразили, что если бы ясность с поднятием тарифа наступила раньше, обновление автопарка шло бы активнее. Александр Ткачук пояснил, что, даже участвуя в программе утилизации, купить новый автобус без кредита практически невозможно.

— Сегодня у основного количества перевозчиков нет другого бизнеса, соответственно нет возможности взять кредит по нормальным процентам, а кредиты растут в цене, — высказался лидер бизнес-сообщества. — Кроме того, перевозчик, например, с одним автобусом, у него либо негативная кредитная история, либо ее вообще нет. И банк ему не дает кредит. А так, если будет продолжаться программа утилизации, если поднимутся тарифы, то будет возможность увеличить амортизационные отчисления — все это позволят покупать новый транспорт активнее.

На совещании транспортной комиссии были впервые озвучены допустимые новые тарифы. — По нашим расчетам экономически обоснованная стоимость проезда на автомобильном транспорте составляет 17,31 рубля, — сообщила Светлана Линькова. Она подчеркнула, выводы комитета были рассмотрены городской счетной палатой, никаких замечаний высказано не было. — Кроме того, мы отдельно рассчитали вечерний тариф, — добавила Линькова. — Он отличается от основного в связи с тем, что в размер расходов на заработную плату водителей и кондукторов включены надбавки за работу как в вечернее, так и в ночное время. В вечернее время — это 20 %, в ночное время — 40 %.

Представитель мэрии уточнила, что тариф в вечернее время уместно вводить с 21:00. — С этого периода времени предлагаем установить тариф в размере 20 рублей за одну поездку, — сказала сотрудница муниципалитета. Она также добавила, электротранспорт в городе по-прежнему остается планово-убыточным. — По нашим расчетам, экономически обоснованный тариф в электротранспорте составляет 23,7 рубля, однако мы будем предлагать ввести стоимость проезда в троллейбусе и трамвае — 15 рублей, — подытожила Линькова.

Впрочем, предложения комитета по тарифной политике — еще не окончательный вердикт. Озвученным суммам теперь предстоит стать предметом обсуждения на городской тарифной комиссии — в нее входят чиновники и депутаты. В свою очередь официальные выводы этой структуры станут предметом для общественного обсуждения. Лишь после этого выйдет постановление мэра. Сроки выхода постановления и дата начала действия новых расценок пока не называется.

И еще об одном. На транспортной комиссии сообщили: комплексное обследование городского пассажиропотока идет своим чередом. Муниципальные власти провели тендер, который выиграло ООО «Агентство дорожной информации «Радар» из Перми. Обследование будет длиться в течение года. Его результаты власти обещают положить в основу проекта радикального обновления маршрутной сети. Но это перспектива из категории среднесрочных. Чем она обернется, пока рано даже гадать.