23 ноября, суббота
-14°$ 102,58

Машиностроение новой волны (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Так уж сложилось, начиная с перестроечных времен, День машиностроителя (его празднуют в последнее воскресенье сентября) в Томской области как-то не принято отмечать хоть сколько-нибудь масштабными торжествами. Вроде бы неловко получается — слишком уж много на слуху историй, иллюстрирующих не самое благополучное состоянии предприятий этой отрасли. И в то же время, если чуть более дотошно взглянуть на историю региона, этот отраслевой праздник вполне можно считать «нашим» в ничуть не меньшей степени, чем уже ставшие привычными День нефтяника или День газовика.

Не секрет, толчок развитию машиностроения в Томской области дала Великая Отечественная война: наш город принял 30 заводов и фабрик из европейской части страны, многие из которых затем остались у нас «на постоянное место жительство». То же самое произошло и с сотрудниками переехавших предприятий. Парадоксально, но факт: в момент начала войны население Томска составляло около 130 тысяч человек, а к ее окончанию оно, несмотря на десятки тысяч погибших на фронте, выросло до 170 тысяч.

Примечательно, что в те же трагические годы регион вернул себе утраченную в 1925 году самостоятельность. Указ о выведении Томской области из состава Новосибирской руководство СССР подписало еще до окончания войны — 13 августа 1944 года. В какой-то степени второму рождению региона способствовало и машиностроение.

Впрочем, сейчас иные времена. Фантомные перестроечные боли сотрясают некогда мощнейшую отрасль до сих пор. Тем не менее, в областной администрации уже сейчас приводят цифры, из которых следует, что в этой сфере есть и повод для пусть осторожного, но оптимизма.

— По итогам прошлого года доля валового регионального продукта, сформированная за счет предприятий машиностроительной отрасли, составила 36 процентов. По сравнению с 2012 годом этот показатель вырос на шесть процентов, и есть все основания полагать, что в этом году мы получим как минимум аналогичную динамику, — заявил накануне Дня машиностроителя замгубернатора по промышленной политике Леонид Резников. — Для сравнения: совокупный ВРП компаний, деятельность которых связана с добычей углеводородов, составляет 31 процент.

Один из примеров благополучного томского предприятия машиностроительной отрасли — фирма «Микран». Эту компанию уж точно не назовешь едва сводящей концы с концами. На днях ее руководство презентовало областной власти новую производственную площадку, расположенную в Томске на проспекте Кирова. Несколько лет назад «Микран» выкупил один из корпусов Томского электротехническому завода. И теперь, после глобальной реконструкции, готовит здание к запуску.

— Мы вложили в проект около 800 миллионов рублей, — рассказывает гендиректор «Микрана» Владимир Доценко. — Откровенно говоря, можно было бы пойти другим путем и построить за счет этих средств новое здание, где-нибудь за городом. Не исключено, что это даже обошлось дешевле. Однако мы посчитали, что пустующая площадка на Кирова стоит того, чтобы в нее вложиться, и что мы можем себе позволить такие траты. Все-таки это центр города, это удобно для сотрудников и для предприятия в целом. Кроме того, это отсутствие проблем с коммуникациями — по сегодняшним временам это достаточно большая ценность, и мы решили не отказываться от этой возможности. По нашим расчетам, инвестиции должны окупиться в течение семи лет.

Реконструируя здание, «Микран» надстроил к нему два этажа (из трехэтажки оно превратилось в пятиэтажку) и сделал несколько пристроек. Общая площадь обновленной площадки за счет этого достигла 15 тысяч квадратных метров, а совокупные рабочие площади предприятия выросли примерно на треть.

— Здесь будут производиться обновленные радиорелейные станции, радиолокационное оборудование нового типа, обновленные измерительные приборы, — поделился планами использования нового актива руководитель предприятия. – А еще дополнительные площади позволят сократить объем аутсорсинга. До сих пор часть комплектующих для нашего оборудования мы были вынуждены заказывать сторонним компаниям, так как нам не хватало площадей. Теперь они есть.

При этом Доценко подчеркнул, что от уже освоенных площадок (их три: на территории НИИПП, деревне Петрово и бизнес-инкубаторе ТУСУРа) «Микран» отказываться не намерен.

Часть средств, вложенных в развитие нового корпуса, «Микрану» компенсирует федеральный центр. По распоряжению главы региона Сергея Жвачкина после рассмотрения проекта на координационном совете в обладминистрации «Микран» получил статус «регионального инвестиционного проекта», что дало право на субсидию в 72 миллиона рублей. «Новое производство в ближайшие пять-шесть лет позволит создать до 900 новых рабочих мест», — подчеркнул Владимир Доценко. — Примерно 130 новых сотрудников мы уже приняли на работу».

Нынешняя численность штатных сотрудников превышает 1300 человек. Руководитель предприятия не без гордости называет среднюю зарплату своих подопечных — более 38 тысяч рублей. Ненадолго отстаю от официальной комиссии и интересуюсь у нескольких сотрудников, чувствуют ли они тепло от «средней температуры по больнице» на себе. «Как другие, не знаю, но сам я получаю больше», — сказал мужчина лет 35. «У меня зарплата меньше 38 тысяч, но на сегодняшний день я удовлетворена заработком и вижу, что в перспективе смогу здесь зарабатывать больше, чем сейчас», — поделилась еще одна сотрудница предприятия.

Гендиректор «Микрана» также рассказал об опыте участия в так называемых «дорожных картах» — этим термином называют долгосрочный план сотрудничества предприятий региона с крупнейшими компаниями федерального значения. На сегодняшний день губернатор Сергей Жвачкин подписал такие соглашения с «Газпромом», «Газпромнефтью», «Интер РАО», компанией «Россети», завершается подготовка соглашения с ОАО «СИБУР», в стадии разработки «дорожная карта» с «Росатомом».

— Это не просто соглашения о намерениях. «Дорожная карта» — практичный документ, он предполагает шаги, спланированные на несколько лет вперед, внятные сроки и совершенно конкретные итоговые объемные показатели. Например, в этом году благодаря достигнутым договоренностям главы региона с «Газпромом» газовый гигант приобретет продукцию томских машиностроительных предприятий на сумму около 2,5 миллиарда рублей, — пояснил замгубернатора Леонид Резников.

— Для бизнеса ценность системы, которую выстраивает губернатор и его команда, заключается в том, что эти «дорожные карты» на порядок упрощают взаимодействия с крупными федеральными компаниями, — говорит Владимир Доценко. — Наше предприятие сейчас поставляет продукцию, участвуя сразу в нескольких «дорожных картах». Конечно, если бы не губернатор и его команда, объем наших поставок этим заказчикам был бы ниже.

Гендиректор «Микрана» также поделился планами дальнейшего развития предприятия. «В этом году наша валовая выручка составит примерно 2,6 миллиарда. По этому показателю мы планируем ежегодно прирастать не менее, чем на 15 процентов ежегодно, — привел цифры руководитель компании. — В частности, мы очень рассчитываем попасть и в новые «дорожные карты» с «СИБУРом» и «Росатомом» — нам есть, что предложить этим компаниям».

И представители областной власти, и капитаны бизнеса сошлись во мнении, что День машиностроителя в Томской области уже можно отмечать чем-то большим, нежели простыми корпоративными чаепитиями.

— Конечно, на разных предприятиях ситуация разная, зачастую они очень не похожи друг на друга, — сказал замгубернатора Леонид Резников. — Но у нас есть компании, которыми без всякой натяжки можно гордиться. Думаю, этот отраслевой праздник вполне может стать поводом не только вздохнуть о прошлом, но и заглянуть в будущее.