29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 3975

Исторический момент: первый банк и железная дорога

Фото: ru09.ru\Sinucs, oldtomsk.narod.ru, bsk.nios.ru, peshi.ru

Сегодня в нашей рубрике — вновь дела давно минувших дней: самый первый банк, начало строительства участка Средне-Сибирской железной дороги и «Человеколюбивое общество»: нам этого так не хватает.

***

19 июля 1843 года по инициативе коммерции советника Степана Ивановича Попова создан Общественный Сибирский банк — первый банк в Томске. Утвержден «Положением об общественном Сибирском банке в Томске». Первоначальный капитал банка в размере 86 тысяч рублей был предоставлен коммерции советниками Федотом Ивановичем Поповым и Андреем Яковлевичем Поповым. Прибыль банка должна была направляться на развитие женского образования.

Средства Андрея Яковлевича Попова достались банку по завещанию. Он умер в 1833 году и оставил 15 тысяч рублей на строительство здания Томской мужской гимназии, 50 тысяч рублей — на устройство банка в Верхотурье, 40 тысяч рублей — на учреждение в Томске Сибирского женского института. Однако император Николай I не разрешил дробить капитал и повелел употребить его на одно полезное дело, и 7 июня 1843 было утверждено положение о Сибирском Общественном банке имени Поповых, который открылся в Томске в 1844 году. На проценты с ежегодного дохода содержались впоследствии Томская Мариинская женская и Омская женская гимназии.

Вначале банк размещался в здании городского магистрата по улице Магистратской, 2, — ныне улица Розы Люксембург, 2. В 1912 году банк был переименован в Общественный Сибирский Поповых банк. Ликвидирован в 1920 году.

На снимке здание, в котором размещалось отделение государственного банка, открытое несколько позже — в 1865 году. Находилось оно на улице Миллионной, ныне проспект Ленина, недалеко от Базарной площади. В настоящее время здание входит в комплекс, принадлежащий музыкальному колледжу имени Денисова, и является типичным памятником провинциальной архитектуры второй половины XIX века.

***

19 июля 1893 года в Томск приехал Николай Павлович Меженинов, действительный статский советник, возглавивший строительные работы по сооружению Средне-Сибирской железной дороги. Начались работы по сооружению дороги на территории Томской губернии.

Средне-Сибирская железная дорога строилась в период с 1893 по 1897 годы, подготовительные работы проводились начиная с 1887 года. В 1892 году Меженинов составил проект Средне-Сибирского участка от Оби до Иркутска, а чуть позднее был назначен начальником работ по сооружению этой дороги. Постройка линии проходила в сложных климатических и природных условиях.

Средне-Сибирская дорога была разбита на 16 строительных участков, каждый из которых, в зависимости от протяженности и сложности работ, имел в своем составе одну или две строительные дистанции. Все без исключения должности начальников участков и дистанций были замещены выпускниками Петербургского института инженеров путей сообщения.

К семнадцатому году в губернии действовали также Алтайская, Кольчугинская и Кулундинская железные дороги, общая протяженность железнодорожной колеи составляла без малого две с половиной тысячи километров. С 1900 года в Томске существовало Управление Сибирской железной дороги, участка Челябинск — Иркутск, а с 1915-го Томской железной дороги, участка Ново-Николаевск — Иркутск.

Железная дорога стала значительным фактом российской и международной жизни. С введением ее в эксплуатацию в мировой прессе появились восторженные отклики: «После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события, более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги».

В честь Меженинова одна из станций была названа Межениновкой. До 1909 года Межениновкой называлась пассажирская платформа на месте будущей станции Томск-I.

***

19 июля 1906 года по инициативе группы священнослужителей, чиновников, купцов в Томске создано «Человеколюбивое товарищество», целью которого провозглашалось облегчение физических и духовных страданий нуждающихся без различия их сословий и вероисповедания.