Юрий Беляков: «И у четвероногих сотрудников УВД бывают срывы»
Как известно, собака — друг человека. С древних времен эти четвероногие создания сопровождают людей, выполняя самые разные роли. Собака может быть защитником, компаньоном, боевым товарищем и просто отдушиной. Но некоторым породам отведена особая роль в человеческом обществе — они помогают раскрывать преступления и находить тех, кто нарушил закон. О том, каких собак берут на службу в органы внутренних дел и в чем состоят тонкости работы с ними, порталу рассказал начальник Центра кинологической службы при УВД по Томской области Юрий Беляков.
— Юрий Николаевич, как так получилось, что ваша жизнь и профессиональная деятельность оказались связаны с собаками? Это был сознательный выбор или просто стечение обстоятельств?
— Наверное, это судьба. Собаки мне нравились с детства — умные, добрые, преданные… Но, идя в милицию, не думал, что буду работать кинологом. На службу я поступил в 1990 году сержантом. Начал карьеру в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области. Затем перешел в УВД, поработал с год, после чего мне предложили перевестись в кинологическую службу. Поначалу я не хотел уходить со старого места, но потом согласился. С тех пор моя жизнь неразрывно связано с собаками. О чем нисколько не жалею.
— Как я понимаю, к оперативно-розыскной работе привлекают собак определенных пород…
— Да, в основном это чистокровные немецкие овчарки. Их еще называют собаками-универсалами. С ними можно работать в любое время суток, они прекрасно подстраиваются под человека, хорошо управляемы, обладают прекрасным обонянием, готовы нести службу в уличных условиях. Если же кинолог хочет завести собаку любой другой породы, годной для этой работы, я не возражаю. Так у нас появились лабрадор, малинуа, спаниель. Кавказские и среднеазиатские овчарки могут нести охранно-караульную службу, но не оперативно-розыскную. То же самое с лайками. Их нельзя обучить идти по следу преступника — это собака-охотник, она слишком независима.
— А как к вам попадают собаки? Покупаете или берете с рук?
— Поскольку наличие родословной и дипломов не является обязательным условием для поступления собак в кинологическую службу, это облегчает нам поиск новых четвероногих «кадров». Критичен только возраст — животному должно быть не меньше года и не больше трех лет. Большинство собак мы закупаем у населения. Порой нам звонят и предлагают питомца задаром — людям стало не до него, а выбросить на улицу или усыпить жалко. Правда, некоторые просят: будете списывать — позвоните, вдруг у нас что-то изменится, и мы возьмем его назад. И действительно, были случаи, когда забирали. И собаки их вспоминали.
«На пенсию» наши питомцы выходят в возрасте восьми лет. Держать их у себя мы не можем, так что приходится подыскивать им новых хозяев. Слова о том, что собака работала в кинологической службе — лучше всяких рекомендаций: люди охотно берут наших «ветеранов» к себе. Часто сами кинологи, проработавшие несколько лет со своим четвероногим коллегой, не могут с ним расстаться и забирают домой — он становится для них не просто напарником, а настоящим другом.
Подчеркну: мы никогда не усыпляем собак. На моей памяти только раз пришлось это сделать, когда у одного из питомцев вследствие стресса произошел нервный срыв, и он начал сходить с ума: стал агрессивным, грыз вольер, покусал кинологов… К слову, если собака укусила своего напарника, то на ее профессиональной деятельности можно ставить крест — она представляет опасность не только для кинолога, но и для окружающих.
— На какие задания принято брать собак в качестве помощников?
— Собака может помочь при раскрытии краж, грабежей, разбоев, убийств, но только при наличии хорошей следовой базы. Здесь важно прибыть на место как можно раньше — желательно за 15 минут и максимально оперативно взять след. Но есть преступления, не предусматривающие выезд кинолога с собакой. Это в первую очередь очевидные преступления, когда известно, кто их совершил, а также преступления на бытовой почве.
Вообще, многое зависит от погодных условий. К примеру, в дождь применение служебной собаки сводится к нулю: пока вы прибудете на место, запаховые частицы смоет водой, и собака не сможет их уловить. В мороз другая опасность — животное может запросто обжечь слизистую носа и потерять работоспособность. Также на эффективность оперативно-розыскных действий влияет местность: в городской среде, где полно людей, машин, запахов, собаке гораздо сложнее найти преступника, нежели в частном секторе. Кроме того, ни в коем случае нельзя обижать собаку перед выездом — иначе она просто откажется работать. Собаки очень обидчивы, особенно спаниели.
— Расскажите, с чего начинается обучение животного, поступившего в вашу службу?
— Для начала кинологу нужно установить с питомцем контакт. Она должна привыкнуть к нему, почувствовать, что он — вожак. Иначе не собака будет бегать за кинологом, а он за ней. Поэтому наши сотрудники должны быть еще и психологами. Если контакт хороший, можно приступить к общему курсу дрессировки. Это команды послушания: «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Рядом!», «Место!» и т.п. Затем питомца нужно приучить к наморднику, ошейнику, поводку, хождению рядом, пройти с ним курс послушания. Потом собака учится преодолевать препятствия — заборы, лестницы, условные ямы. А уже потом можно учить ее брать след.
Для начала кинолог прокладывает след сам. Он оставляет собаку с помощником и уходит. Животное запоминает направление, и когда его отпускают, бежит за кинологом по визуальной памяти. Когда искать становится сложнее, собака применяет верхнее обоняние, а затем — нижнее. Постепенно задача усложняется — питомец должен научиться брать след чужого человека.
Чтобы у собаки не угасали рефлексы, кинолог должен занимаются с нею еженедельно. При этом места тренировок нужно постоянно менять, создавая условия, максимально приближенные к рабочим.
— Вы говорили, что у собак случаются нервные срывы. Что их может спровоцировать?
— Как правило, причина собачьих стрессов — смена кинолога. Собаки ведь как люди. Мы привязываемся друг к другу, и когда нас бросают, очень переживаем. Так же и с питомцами. У нас все еще практикуют назначение людей на должность кинолога. Мне же кажется, что этот выбор должен быть добровольным. Человек должен хотеть работать с животными. Когда кинолог приходит без настроения, что называется из-под палки, собака чувствует его отношение и реагирует соответственно. Или другой вариант. Человек потратил месяц на установление контакта с собакой, а потом перевелся на другое место работы. Появляется новый кинолог, потом еще один… Есть собаки, которые к этому нормально относятся, а некоторые не могут себя пересилить, начинают скучать, нервничать. Порой так сильно, что у них могут начаться проблемы с психикой.
— А что делают ваши четвероногие сотрудники во внеслужебное время? У них бывают отпуска?
— Да, бывают. Собакам тоже нужен отдых. Часто кинологи приходят к своим напарникам во внерабочее время, играют с ними, берут на прогулки и даже домой — это не воспрещается. Ведь чем лучше у кинолога контакт со своей собакой, тем более слаженно и эффективно они работают.
— Бывало ли так, что кинолог и собака раскрывали преступления во внерабочее время?
— Бывало, и не раз. Однажды наш сотрудник взял собаку на выходные к себе в Северск. Его жена решила пройтись по лесу и взяла пса с собой. Во время прогулки она услышала крики. Прибежав на место, увидела, что какой-то мужчина напал на женщину. Но жена нашего кинолога быстро сориентировалась и с помощью собаки смогла задержать нападавшего.
Или еще случай. Как-то с напарниками мы тренировали собак в гаражном массиве. Возвращаясь, увидели парня с большой сумкой. Он показался нам подозрительным. Мы подошли, представились, а тот вдруг стал краснеть и заикаться. Тогда мы попросили его показать, что в сумке. В ней лежали телевизор и другие ценные вещи. Как оказалось, парень ждал своих подельников, с которыми ограбил квартиру. Мы встали за угол, а когда они подъехали на такси, мы их задержали.
А вот другая история. Кинолог пошел с собакой в Рыбалово. По дороге им встретился мужчина, который нес в покрывале телевизор. Наш сотрудник подошел, представился, начал задавать вопросы, а мужчина достал нож и пытался его ударить. В результате порезал руку. Благо, собака была обучена, она и обезоружила нападавшего. Кинолог скрутил мужчину, отвел в участок, там и подтвердили факт кражи. Нашего сотрудника потом наградили медалью за охрану общественного порядка. Но рука, конечно, пострадала.
— А были ли задания, которые запомнились вам своей резонансностью?
— Пожалуй, к таким можно отнести поимку северского маньяка, который орудовал в Томске в 2000-х годах. Трупы задушенных девушек он оставлял у моста через Ушайку, на Киевской, 1. Оттуда мы с собаками несколько раз выходили на след. Но он тянулся до Красноармейской, а затем обрывался. Лишь когда маньяка поймали, выяснилось, что в наш город он приезжал на машине — именно на месте стоянки собаки теряли след.
— Я слышала, что вы
— Это так. В частности, у нас работает гостиница для животных. Также мы дрессируем собак. Но делаем это только в присутствии хозяина. Кинолог может начать работать с вашим питомцем, и тот будет выполнять все команды. Но когда вы заберете животное домой, там он перестанет вас слушаться. Причина в том, что собака знает — здесь она работает, а дома отдыхает. Мы можем взять животное на дрессировку, но при условии, что владелец будет приходить к нам и заниматься с ним под руководством кинологов. У нас он узнает, как вести себя с питомцем в городе, в транспорте, как им управлять и т.д.
— Как будете отмечать очередную годовщину со дня образования кинологической службы в структуре МВД России?
— Главным подарком для нас станет переезд в новое здание на Иркутском тракте. Помимо административного помещения, здесь разместятся вольеры для наших собак и площадка для дрессировки. Причем площадку я хочу вынести за пределы ограды, чтобы обеспечить к ней свободный доступ гражданским лицам. Так уж вышло, что сегодня в Томске заводчикам негде тренировать своих питомцев. Поэтому многие из них идут к нам, на Фрунзе, 240а.
Двери нового кинологического центра откроются 21 июня — в этот день наша служба отпразднует 102 день рождения. Кстати, в Томске служебную собаку впервые применили в качестве средства, раскрывающего преступление, в 1904 году. Тогда при расследовании убийства на Милионной улице один из чинов розыска задействовал ротвейлера, указавшего на след преступника. В результате этих действий преступление было раскрыто. После этого собак стали все чаще использовать в ходе расследований, а затем в Томске появилась и кинологическая служба. Сегодня у нас работает около сотни собак.
— А дома у вас есть питомец?
— Нет. Свой питомец у меня здесь, в кинологическом центре. Прошлой осенью наш бывший сотрудник подарил мне щенка. Сын упросил меня взять собаку домой, но вскоре переключился на другие дела, и гулять с псом стало некому — я почти все время провожу на рабочем месте. Поэтому решил, что здесь собаке будет лучше. Дрессировкой не занимаюсь в силу занятости, поэтому в шутку называю мою Зиту «колхозницей». Она у меня для души — к ней можно прийти в любой момент, она тебя выслушает, оближет, поддержит... Я в ответ за ухом ее почешу, выведу на прогулку, поиграю. А больше ей ничего от меня и не надо. Ласка — это самый дорогой подарок для собаки.