Старикам везде у нас дорога?
В конце 2010 года администрация города с чувством собственной гордости вводила в эксплуатацию новую дорогу Елизаровых — Балтийская. Еще бы: самый крупный дорожный проект в Томске за последние 20 лет. Но в мэрии решили обеспечить счастьем не только автомобилистов, но и пешеходов. Так в середине 2011 года началось строительство надземного пешеходного перехода в конце проспекта Фрунзе.
По замыслу управляющих городом, красивый современный надземный переход из стекла и металла должен был поставить огромный восклицательный знак в завершении строительства развязки на Балтийской. И действительно, переход планировался быть современным, красивым, «воздушным» с лифтом для маломобильных граждан. Да и деньги вложили немалые — 45 миллионов рублей.
Строительство перехода не раз сопровождалось перекрытием проспекта Фрунзе и неудобствами для водителей, но все терпеливо ждали. И вот в июле 2012-го состоялось торжественное открытие перехода. На самом деле, переход открыли раньше, но в тот день инвалид на коляске в торжественной обстановке не смог заехать в лифт, который как раз для людей с ограниченными возможностями здоровья и задумывался. Второе открытие получилось красивым: приехал начальник департамента капстроительства Сафронов и глава фирмы-застройщика Музалев, под внимательным надзором которых инвалид на коляске свободно заехал в лифт. После в нем также прокатили журналистов и всех желающих.
Но буквально через несколько дней жители близлежащих домов заметили, что лифт снова не работает, а видеокамеры висят больше для красоты. Как оказалось, переход, да и вся дорога Елизаровых — Балтийская не приняты городом на баланс, поэтому тратить деньги на текущую эксплуатацию перехода — освещение, уборку и охрану — мэрия не имеет права. Ну хотя бы нашли средства на уборку и вывоз снега на новой дороге...
В этом году несколько горожан (Андрей Петров, Александр Самохвалов и я) решили посчитать статистику использования надземного перехода в конце Фрунзе простыми гражданами, которые ежедневно должны им пользоваться. Почему «должны»? Да потому что пересечение данного участка Фрунзе, минуя надземник, — это административное правонарушение.
Два дня волонтеры стояли в переходе и считали всех, кто использует надземный переход, и тех, кто перебегает дорогу, нарушая ПДД. Получилось, что больше половины томичей предпочитают подвергнуть свою жизнь опасности и нарушить административный кодекс, чем тратить силы и преодолевать бесконечные лестницы надземного перехода. Причем, делают это представители всех возрастных и социальных групп. Оно и понятно: бабушкам и мамочкам с колясками проще перейти дорогу, чем подниматься на три этажа вверх, а потом столько же спускаться вниз. Ведь на то торжественное открытие чиновники привели инвалида-колясочника для демонстрации своей добродетели, но забыли, что маломобильные граждане — это и старики, и мамочки с колясками, и бабушки с тележками, и люди с больными ногами.
Вот так и стоит до сих пор переход в конце Фрунзе с неработающим лифтом, грязными пролетами, не охраняемый никем и постепенно превращается в холст для творчества малолетних художников (от слова «худо»).
Казалось бы, нам ли привыкать, если бы не новые идеи администрации загнать всех пешеходов в переходы. Если переходы на четвертой поликлинике еще можно понять, то надземный переход возле десятой поликлиники — это издевательство над больными людьми, среди которых все те же бабушки и дедушки.
Радует одно: обещанный на май запуск надземного перехода возле поликлиники № 10 пока отложен на неопределенное время. И жители Каштака, которым в силу разных причин необходимо перейти проспект Мира, пока не должны карабкаться вверх и вниз по ступеням надземника.
Вернемся к новой развязке на четвертой поликлинике — здесь, помимо полюбившихся надземных переходов, строители построили и подземные. Все бы хорошо: и под землю спускаться всего на один пролет, и не торчит переход над дорогой, но, как всегда, подвела администрация. Саму развязку хоть и открыли торжественно, но принять на баланс не торопятся. Поэтому освещение переходов и обеспечение в них безопасности приходиться брать на себя строителям. На что уже не раз жаловался г-н Музалев: то светильники в переходах своруют, то на стенах краской нарисуют. А не так давно и вовсе разбойное нападение случилось в одном из подземников.
С невозможностью обеспечить электроэнергией переходы недавно случился и вовсе курьезный случай: администрация области выделила деньги на покупку и установку стационарных камер для фиксации нарушений скоростного режима, одну камеру установили на проспекте Комсомольском и, надо отметить, очень успешно — более 500 случаев нарушений ПДД за первые сутки. Еще две камеры решили установить на улице Пушкина, как раз на надземном переходе. Камеры-то установили, а вот электричество подвести не смогли — не подключен переход к сетям. Позднее, конечно, все исправили: шутка ли, администрацию области подводить!
Конечно, в душе теплится надежда, что рано или поздно проблемы с переходами решат. Но вместе с тем крепнет уверенность в другом: пока пешеходные переходы будут проектировать и строить автомобилисты, пешеходам легче жить не станет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора