23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 5052

Ничего не меняется

С 1 июня в Томске будет повышен тариф на проезд в автобусах. Пока идет торг на предмет размера повышения, но сама идея уже одобрена на всех уровнях. В честь такого дела у меня для вас цитата.

«По словам мэра, повышение стоимости проезда должно повлечь за собой улучшение качества обслуживания пассажиров, обновление подвижного состава, выполнение графиков движения. Пока же качество работы частников вызывает массу нареканий и жалоб со стороны томичей. Чтобы контролировать этот процесс, мэрия предложила маршрутникам заключить с каждым из них договоры».

Привет из 2009 года. Тогда именно так Николай Николайчук оправдывал повышение тарифа с 9 до 12 рублей. Повышение совершенно экономически неоправданное, особенно если вспомнить, что на дворе был кризис, снижение зарплат и цен на топливо.

Как перевозчики воспользовались царским подарком, все пассажиры ощутили на собственной шкуре. Именно после перехода на 12 рублей уход с линии после девяти вечера стал нормой жизни. Не произошло и обновления подвижного состава. Если и так ездит, то зачем платить больше?

Немалая заслуга в таком поведении предпринимателей принадлежит самодурам из мэрии. Уже давно в городской администрации нет структуры и человека, который бы отвечал за регулирование рынка пассажирских перевозок и взаимодействие с частными перевозчиками. Была попытка — комитет по транспорту называлась. Но «рулить» туда посадили товарища Клокотина, который ничего в этой жизни не хотел, кроме как мирно досидеть до пенсии.

В условиях управленческого вакуума, создаваемого профильным комитетом, в отрасль с умными советами кто только не лез. Свои гениальные мысли высказывали и Абрамов, и младший Резников, и лично Николайчук. Мысли эти по своей содержательности варьировались от «милый тупак» до «ужас, ужас». Несомненным хитом стало предложение полностью переформатировать сеть городских маршрутов с закрытием двух десятков из них. К счастью, до воплощения дело не дошло.

Но вот конкретно 77-му маршруту повезло меньше — его закрыли. Внезапно, что называется, без суда и следствия. Больше повезло маршрутам №№ 8-9 — их не закрыли, зато отобрали солидный кусок выручки, переведя с проспекта Ленина на улицы Гагарина и Крылова. Хотели закрыть и 22-ой, но его спасла волна возмущения пассажиров. Теперь поставьте себя на место предпринимателя. Станете ли вы брать кредит на покупку нового автобуса, если знаете, что завтра вас могут закрыть или отправить к черту на кулички?

Ничего не меняется и на этот раз. Анонсируя повышение стоимости проезда, администрация ничего конкретно не говорит о повышении качества сервиса, которое пассажиры получат за эти деньги. Возможно, в мэрии просто не знают, что пассажиры хотят от общественного транспорта. Нет у нас чиновника, который бы знал, что такое общественный транспорт, зачем он нужен и как должен работать — они все уже давно на машинах ездят.

Справедливости ради надо отметить, что большинству перевозчиков по 12 рублей работать уже действительно тяжело. Это не касается самых популярных маршрутов типа 29-го, но поднимать цену, действительно, пора. Считайте это «неизбежным злом». Проблема не в росте цены, а в том, что никакого повышения качества сервиса он за собой не принесет.

Будь в новостях про рост тарифа не общие слова про «улучшение и обновление», а ощутимые каждым пассажиром радости — «с 1 сентября маршрутки будут ходить до полуночи и с обязательным кондуктором, а если нет, то с 1 января мы им тариф понизим до десяти рублей», уверен, отношение людей стало бы совсем другим.

Вместо этого нам предлагают новости о возможном бюджетном субсидировании процентной ставки для предпринимателей, покупающих новые автобусы. Нет, безусловно, обновление парка — штука важная и полезная. Но вот пассажиру обычно глубоко без разницы, какой автобус за ним не приехал зимним вечером в 30-градусный мороз, — новый или старый.

При тарифе в 17 рублей предприниматели способны покупать новые автобусы самостоятельно. Задача властей не устраивать раздачу бюджетных денег, а установить на рынке такие правила игры, чтобы у перевозчика появился стимул работать хорошо и покупать новую технику.

А пока ничего, кроме возвращения уже подзабытого «Коля три рубля», ожидать не приходится. И вполне заслуженно. За шесть лет Николайчук очень доходчиво показал всему городу, что ничего не смыслит в управлении городским транспортом. И я очень сомневаюсь, что с ним вдруг случится волшебное превращение. Поэтому покупайте, граждане, личные автомобили. Другого метода удобно перемещаться по Томску нет и, кажется, не будет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора