23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 7942

Нечеткий «Контур»

На вчерашних «инновационных посиделках» мэр Николайчук обмолвился, что «Томск последовательно движется к созданию благоприятного инвестиционного климата». Если это действительно так, то мы в этом пути вышли на край весьма крутого оврага. И сделали решительный шаг вперед.

Несложно догадаться, что таким шагом я называю арест экс-главы «Контура» Игоря Иткина. Сам факт помещения за решетку известного в городе человека, который не представляет общественной опасности, — это уже тревожно. И бизнесмены, которые об этом узнают, теперь лишний раз подумают, стоит ли вообще связываться с Томском. Все знают, что невиновных у нас в СИЗО практически не сажают. Проще говоря, если тебя уж посадили в изолятор, то шансов на прекращение дела или оправдательный приговор, скорее всего, нет.

Сама идея предварительного ареста за корпоративные преступления немного бессмысленна, если рассматривать ее с точки зрения правосудия. Общественной опасности такой подозреваемой не представляет, убивать никого он не пойдет. Опасаетесь, что сможет как-то договориться со свидетелями? Так для изоляции от них есть домашний арест. Сбежит за границу? Отберите у него загранпаспорт. Да и вообще, пусть бежит. Если в деле есть нормальные доказательства, а не «украл весь лес», то большинство цивилизованных стран выдадут такого подозреваемого или как минимум заморозят его активы на своей территории. Без денег особо не побегаешь.

Но вернемся к нашим героям. Итак, Иткин арестован по подозрению в злоупотреблении полномочиями на посту директора ОАО «ТПО «Контур». Злоупотребление по версии следствия выразилось в заключении невыгодных для «Контура» сделок. А выгоду от этих сделок получала подконтрольная Иткину группа компаний «Стек». Нельзя сказать, что у следователей нет оснований для подозрений. Некоторые действия Игоря Иосифовича действительно вызывают вопросы.

Про переход недвижимости в собственность «Стека» уже много писали. Но «Стек» утверждает, что сделка была рыночной и никаких оснований сомневаться в этом у меня пока нет. Верить на слово аудиторам «Ростехнологий» — сомнительное удовольствие.

Но есть и другие странности. Например, незадолго до ухода с поста директора Иткин от имени ОАО «ТПО «Контур» подписал три договора поручительства по кредитам, которые были выданы ООО «Фирма «Стек». Суммарная задолженность по этим кредитам превышает 250 миллионов рублей. Все три договора поручительства были оформлены в один день (12 июля 2011 года), а вскоре после этого началась процедура банкротства завода. Сейчас кредитор — банк ВТБ — пытается взыскать просроченные кредиты в том числе и за счет оставшегося имущества «Контура».

«Так вот поделом ему, жулику!» — воскликните вы. Что же тогда плохого в этом аресте?

Здесь я предложу вам вспомнить другое известное дело. Главные действующие лица в нем — Борис Мамоян и Михаил Нужный. Мамоян — директор ОАО «ЗПП «Томский», а Нужный — бывший глава томского управления «Росимущества» — владельца завода. При активном воздействии этих двух граждан недвижимость ЗПП была продана на 42 миллиона рублей ниже рыночной цены.

Смотрите, все совпадает. Есть директор госпредприятия. Есть ущерб во многие миллионы рублей. Есть точно такое же преступление — злоупотребления полномочиями. Но вот Мамоян за решеткой не провел ни дня — человек он немолодой и все два года следствия проболел. Следователи проявили гуманность и во время больничного его не трогали. А потом и вовсе закрыли дело в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Вот вроде бы на входе все тоже самое, но результат разительно отличается. «Как же так получилось?» — спросите вы.

Тут в дело вступает особая правовая магия. Дело в том, что Нужного обвиняли по части первой статьи 201 УК РФ — просто злоупотребление полномочиями. Это до четырех лет лишения свободы, а значит, преступление средней тяжести и маленький срок давности. А вот Иткину вменяют уже часть вторую — злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, а это уже до десяти лет — тяжкое преступление.

Почему злоупотребления Иткина даже толком не расследовав приписали «тяжкие последствия» — загадка. Впрочем, один вариант у меня есть. Это только догадка, я ни в коем случае не сомневаюсь в честности управленцев ГК «Ростехнологии».

Начало уголовного преследования удивительным образом совпало с появлением интереса к «Контуру» у эффективных менеджеров из Москвы. Назначенный директор первым делом объявил об увольнении всех сотрудников. Подход к предприятию вполне понятен из этого шага. Эффективные менеджеры очень любят продавать государственную недвижимость в нужные фирмы за копейки. Сейчас дело «Оборонсервиса» гремит — ярчайший пример.

Но тут случилась проблема. Разобравшись с бумагами «Контура», менеджеры обнаружили, что быстро продать недвижимость завода под торговый центр не получится — до них уже подсуетились. Как говорится в известном анекдоте: «Штирлица это задело». Обиженные ребята быстро организовали уголовное дело.

Помимо организации уголовного дела, эффективные менеджеры быстро прикончили остатки завода. И если при Иткине «Контур» хоть как-то работал, то с приходом людей из «Ростехнологий» этого завода больше нет в принципе. С точки зрения жителя Томска — это главный результат всей этой истории. В городе был завод, который что-то производил (можно сколько угодно ерничать на тему, что это были исключительно убогие железяки, но их покупали), платил налоги, давал людям работу и вообще приносил пользу. Теперь этого нет, на Красноармейской заводское здание переоборудуют под магазин, на Мокрушина тоже все закрыто.

Какой же из этого всего следует вывод? Или как нынче модно говорить — сигнал. Очень простой. Можно делать, что угодно, главное — не переходить дорогу нужным людям. А если уж перешел, то никто не будет смотреть на то, что у тебя завод работал, и люди зарплату получали. Людей выгонят, завод закроют, а тебя посадят. Такой вот у нас инвестиционный климат. Очень вас ждем, товарищи инвесторы!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора