23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3540

Пешеход — друг человека

Необычно хорошая погода в начале этого лета вызвала всплеск разговоров о необходимости создания в Томске большого пешеходного пространства, где томичи смогли бы с комфортом гулять. Подобные пешеходные «островки» есть и сегодня — это набережная Томи в районе площади Ленина и Лагерного сада, а также Троицкий сквер напротив ТУСУРа вместе с Горсадом.

Места эти вполне приятные, но очень уж маленькие — для полноценных прогулок они не годятся. А если вам хочется пройти от площади Ленина к ТУСУРу и дальше, то придется шагать вдоль перегруженного автомобилями проспекта. Ощущение песка на зубах плохо вписывается в идею комфортной прогулки по городу.

На постсоветском пространстве личный автомобиль стал (и остается до сих пор, пусть и в меньшей степени) одним из основных атрибутов успеха. Поэтому сама идея, что у человека на машине можно отобрать кусок города в пользу «нищебродов»-пешеходов, у многих автолюбителей вызывает святую ярость. Несмотря на это, несколько крупных закрытых для автомобилей зон в странах бывшего СССР все-таки есть. Сразу оговорюсь, что речь идет не про парки, в которых автомобилям в принципе нечего делать, а именно про городское застроенное пространство с улицами, где машины ездить могут, но нельзя.

Теперь подобное предложили сделать и в Томске. Правда, активисты из числа интеллигенции традиционно оказались страшно далеки от народа. В пешеходную зону предложено превратить улицу Советскую и далее переулок Пионерский с Каменным мостом через Ушайку. Идея очень хорошая, но есть одна проблема. Сегодня по Советской никто не ходит. И даже если завтра мы объявим ее пешеходной, ходить там все равно не станут.

«Берега» центральной части улицы Советской (от Фрунзе до Батенькова) представляют собой собрание полуразвалившихся деревянных домов с не самыми приятными жителями. Собственно, автомобилей там нет и сегодня, но особого наплыва желающих прогуляться тоже не наблюдается.

Есть, конечно, один интересный вариант. Выкупить на этой части Советской все жилые помещения, деревянные дома отреставрировать и сдавать их под кафе и магазины. Поменять трамвайные рельсы на прямые и бесстыковые (трамваи сразу станут бесшумными), вызвать три бульдозера на Плехановский рынок (на его месте можно сделать отличный сквер с фонтаном), облагородить площадь Батенькова и сделать с нее крытую надземную галерею на набережную. Получится великолепная пешеходная улица. Я бы даже сказал — всесибирская достопримечательность может выйти, если сделать все хорошо. Одна беда. Такой проект потянет миллиарда на три рублей, а таких «лишних» денег в бюджетах города и области в ближайшие годы не предвидится.

Воплотить в реальность такой вариант можно только в случае чуда. В Донецке такое чудо случилось: олигарх Ринат Ахметов вложил 12 миллиардов рублей в строительство нового стадиона и парка вокруг него. В результате этого в Донецке буквально на пустом месте появилась великолепная зона отдыха. К сожалению, нам это не грозит. Единственного олигарха, который питал хоть какую-то симпатию к Томску и что-то здесь строил, посадили еще в 2003 году. Поэтому придется выкручиваться своими силами.

Если у нас нет денег на создание нового привлекательного пространства для пешеходов, можно сделать пешеходным то место, где люди гуляют сегодня. В летнем Томске уличная жизнь в основном сосредоточена по оси проспекта Ленина — от одноименной площади до Лагерного сада.

Вот участок проспекта Ленина от «1000 мелочей» до Московского тракта вполне можно закрыть так, чтобы не вызвать катастрофу с автомобильным движением. Естественно, это нужно делать исключительно в выходные дни (с вечера пятницы до вечера воскресенья) и в теплое время года. Кому томской зимой нужна пешеходная улица?

Правда, даже в выходные закрытие важнейшей городской магистрали вызовет некоторые проблемы, но все они решаемы без особого ущерба для людей. Во-первых, троллейбусы смогут ходить только до площади Ленина. Для компенсации этого необходимо увеличить количество трамваев и дать возможность проезжать в них по троллейбусному билету.

Во-вторых, весь транспорт, включая маршрутки, с проспекта перейдет на улицы Крылова и Гагарина и далее на Советскую. И если на односторонних Гагарина и Крылова места хватит всем, то вот Советская в районе Городского сада — узкое место. Придется там оставить проезд только для общественного транспорта, а автомобили направить по Белинского и другим улицам.

Надо отметить, что в Киеве уже много лет действует похожая система. С 1999 года там на выходные закрывают движение по центральной улице — Крещатику. Среди автомобилистов от этого никто не умер, а вот киевляне очень любят проводить выходные, прогуливаясь в центре.

Пора бы этот позитивный опыт перенимать и Томску. Благо, вложений из городского бюджета он почти не потребует.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора