23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 5007

Встал на пути — заплати

Очень давно известно, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Яркую иллюстрацию этого тезиса вы можете наблюдать ежедневно в рабочее время на улице Гагарина, что в центре Томска. По левой стороне этой улицы добросовестно развешаны знаки, запрещающие остановку автомобилей. Но там все равно паркуются. Под одним из знаков даже висит устрашающая табличка с надписью про эвакуатор, но все знают, что в Томске за неправильную парковку вашу машину никогда не увезут.

Не увозят неправильно припаркованные автомобили по одной простой причине — за это некому платить. Взимать плату за эвакуацию и содержание автомобиля на спецстоянке с собственника автомобиля в данный момент запрещено. А бюджет денег на это не выделял. Изредка на улице Гагарина появлялись инспекторы ГИБДД, которые штрафовал тех неудачливых, кто припарковался именно в этот редкий момент. Но штраф размером в 100 рублей — это даже не смешно.

На той же улице Гагарина с недавних пор есть остановка общественного транспорта в районе пересечения с переулком Плеханова. Но автобусы обычно вынуждены останавливаться посреди проезжей части — к бордюру им мешают подъехать припаркованные прямо на остановке автомобили. Так получается, что удобство трех водителей, которые на рабочий день бросили машину на остановке, у нас ставится выше, чем удобство десятков пассажиров. И очень сложно исправить эту ситуацию в пределах сегодняшнего законодательства.

Вполне возможно, что все изменится уже с начала июля. Именно тогда вступят в силу поправки в федеральное законодательство, которые одновременно по трем фронтам атакуют любителей парковаться, наплевав на всех.

Во-первых, с 1 июля возвращается обязанность водителя оплатить эвакуацию и хранение автомобиля на спецстоянке, если он был задержан за нарушение ПДД, в том числе и за стоянку где попало. Во-вторых, резко повышаются штрафы за нарушение правил остановки. Теперь вместо 100 рублей будет 1000-1500 рублей. В-третьих, эвакуировать автомобиль можно будет за любое нарушение правил остановки и стоянки, в том числе с тротуаров, остановок общественного транспорта и пешеходных переходов.

Лично я подобным нововведениям очень рад. Приведу простой пример из жизни Томска. Некоторое время назад на большинстве центральных улиц города появились знаки, запрещающие стоянку с десяти вечера до шести утра. Сделано это с целью обеспечить удобные условия для уборки снега. До данных поправок эти знаки были просто декорацией, теперь же мэрия имеет реальный инструмент для обеспечения нормальной уборки города.

Необходимость подобных мер не вызывает сомнений. На улице Белинского в районе перекрестка с Карташова всю зиму стоял какой-то припаркованный «Москвич». И всю зиму снегоуборочная техника тщательно его объезжала, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве уборки. Теперь же появился законный метод борьбы с такими нарушениями — отныне можно будет вывезти любой брошенный под запрещающим знаком автомобиль за счет его владельца.

Сколько именно денег придется отдать за услуги по эвакуации и хранению машины, пока неизвестно — это предстоит решит областной администрации. Но по опыту прошлых лет можно сказать, что будет никак не дешевле 2,5 тысячи рублей. Итого неправильная парковка может обойтись владельцу в 1000 рублей штрафа, плюс 2500 за вывоз, плюс несколько часов потерянного времени. Согласитесь, достаточно сильный стимул, чтобы пройти пешком 100-300 метров.

Несознательные граждане, конечно, уже высказались в том духе, что это грабеж, и вообще, власти обязаны сначала сделать парковки, а потом уже повышать штрафы. В Томске подобные заявления выглядят совсем уж неуместными. Автомобилей у нас в городе (пока) мало, и особых проблем с парковкой не наблюдается. Бросить машину в городе легальным образом можно буквально в 300 метрах от любой необходимой вам двери.

Тезис «власти должны сделать парковки» тоже вызывает сомнения. Сама постановка вопроса, что автовладельцам кто-то должен бесплатно предоставлять 20 квадратных метров земли в центре города, уже абсурдна. Если будет достаточный спрос, то в центре появятся коммерческие многоэтажные паркинги. Платные, конечно же.

Единственное, что в данной ситуации необходимо требовать от властей, — запрет на новое строительство торговой, офисной или жилой недвижимости, если в проекте не предусмотрено достаточного количества парковочных мест. Причем достаточность должна вычисляться не по советским нормативам, а исходя из прогноза количества автомобилей на тысячу жителей хотя бы на пять лет вперед.

Пессимизм во всей этой истории с повышением штрафов внушает только одно. Вполне может так сложиться, что суровость новых штрафов будет компенсироваться ленью нашей ГИБДД. И как стояли у нас машины весь день на остановках и переходах, так и будут стоять. Вот и посмотрим, как улица Гагарина будет выглядеть в июле.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора