Подайте на шедевр!
На мой взгляд, именно в такой просьбе заключается сегодня позиция томских театров по отношению к местным органам власти. Что ж, выдавать себя за кого-то другого – для лицедеев дело привычное. Убедительней сыграл перед чиновником – больше денежек в кармане...
Как известно, подают на хлеб. Шедевры оплачиваются постфактум, однако, уже по высшему разряду. Но и весьма приличного вида гражданину, явно не находящемуся на грани голодного обморока, разумеется, подал бы каждый – за креативность требования. Но только на следующий же день благодетели потребовали бы этот шедевр предъявить.
Аналогия, надеюсь, очевидна. Театру очень легко стать заметным, если угодно, необходимым явлением общественной жизни. Надо просто поставить хороший спектакль. В нашей терминологии – шедевр. Но за счет чего он получается, сколько стоит и кто должен платить?
Начну с конца. Финансирование областных учреждений культуры производится из областного бюджета. И заложенные в нем средства на постановочные расходы театры считают явно недостаточными. Денег мало всегда. Неизбежно возникает очередной вопрос: кому они нужнее? Не только театралы обратили внимание, что «на футбол деньги у власти находятся». Так «Томь» и играет в Премьер-лиге! Это, как ни крути, элита российского спорта. А что такое «вышка» для театров? Увы, но, видимо, «Золотых масок» в Томске больше не будет никогда.
А ведь к брендам Сибирских Афин относится не только футбольный клуб «Томь», но и ТПУ, и ТГУ… У властей голова идет кругом: каждому вынь да положь. Реальные деньги, не от баранки дырку. Вот тут-то от театров и требуется подать себя во всей красе. К примеру, аншлаговой. Но…когда последний раз в томской драме продавались билеты на балкон?
Могу засвидетельствовать, что в соседнем Новосибирске проблемы с посещаемостью театров нет. У главы областного департамента культуры Андрея Кузичкина есть свое объяснение этому обстоятельству. В одном из интервью он заявил, что в Новосибирске все гораздо лучше потому, что там много приезжих, которые и посещают храмы Мельпомены.
Позвольте! Это только в московский Дом культуры железнодорожников люди идут перед отправлением поезда спектакль посмотреть. Приезжие билеты в новосибирские театры по интернету не покупают. Или Андрей Александрович имел ввиду, что это народ из Томска валом валит к соседям посмотреть достойные постановки? Еще один момент. Мэром Новосибирска публично обещаны новые здания театрам музкомедии и «Старому дому», не так давно отремонтированы кукольный театр, опера и «Красный факел», идет реконструкция помещения для театра «На левом берегу»… Неужели новосибирские власти строят храмы искусства, беспокоясь о досуге приезжих?
Но вернемся к нашим баранкам. Театр больше не любимая игрушка самодержца, не орудие пропаганды правящей партии. А что такое нынче театр? Средство чего и в чьих руках находится? Народ безмолвствует. В результате в капиталистической России наблюдаем вполне советскую картину: одни делают вид, что платят, другие изображают, что работают. В проигрыше остаются уж точно не чиновники. Которые, как я понимаю, не только в Томске – лишь исполнители высшей воли. Вот хлопнет рукой по столу губернатор, гаркнет: «Каждому театру – по миллиону, и никаких!» – и сразу выделят, и на блюдечке принесут. Почему же не хлопает?
Вспоминается случай из футбольного детства, когда Ромке Сидоренко вся команда кричала: «Сидор, пасуй!», но тот раз за разом упускал голевой момент, а потом обижался за «Сидора». Наш капитан одной фразой поставил все на свои места: «Да к тебе хоть по имени-отчеству обращайся, все равно ты лучше не заиграешь!»
У томских театральных учреждений есть названия – нет имен. Поэтому – футбол, оле-оле-оле! Кто мне скажет, на какой томский спектакль придет 15000 зрителей? Покачают головами и власть имущие, и деньги тратящие. И вот она, посылка к бездействию томским театралам. Денег не дают – не за что! Нет денег – нет пряников. Замкнутый круг.
Выход для театров один. Работать на имя. Это трудно. Гораздо труднее, чем работать за зарплату. Потому как придется выжимать максимум из того, что есть. «Рубин» обыграл «Барселону» за счет самоотдачи. Горящих глаз я не вижу у томских театралов.
Так от чего зависит успех? Точнее – влияют ли деньги на творчество? У волшебника Романа Виндермана в «Скоморохе» постановочные расходы составляли 12 тысяч рублей на спектакль. И какие это были представления – произведения искусства! А разве можно сказать про команду КВН «Максимум»: «Чемпионами стали? Ну, конечно – у них же денег куры не клюют…»?
Только кажется, что это две разные задачи: привлекать в театр деньги и привлекать в театр зрителя. На мой взгляд, томские театры, если в чем и нуждаются, так это в приобретении авторитета. Куда проще жить прошлыми заслугами. Но можно же решиться и на конструктивность. Нет средств в бюджете – будем искать генеральных спонсоров. На столичных режиссеров, на современные сценографические решения. И найдем деньги, а потому что надо - позарез! Если мы – ТЕАТР. А не драмкружок. И не базовая площадка для проведения корпоративных праздников или распродаж пальто.
И еще о наших соседях, на которых любят ссылаться уважаемые оппоненты. Футбольная команда «Сибирь» недавно вышла в Премьер-лигу. Только вот есть у меня уверенность, что на театрах столицы Сибири этот факт ну никак не отразится. И фестиваль «Новосибирский транзит», учрежденный директором «Красного факела» Александром Кулябиным, летом 2010 года состоится непременно.
А напоследок – старая добрая классика. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Мне кажется, это у Грибоедова сказано о самодостаточности. Которая, в отличие от самодовольства, проявляется сразу после того, как засучены рукава.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора