5 октября, суббота
+9°$ 94,87
Прочтений: 8387

Кому он нужен, литератор?

Абитуриент не сапёр, и это хорошо. Его ошибка не может быть фатальной. Поэтому когда моя дочь размышляет: филфак или международные отношения, китайский язык или итальянский, я советую ей подавать документы сразу на все гуманитарные факультеты. Тем более, что существующие правила приема это позволяют.

Хотя и они не снимают проблемы выбора. Ведь вполне возможно, что с ее 100 баллами по русскому языку, она окажется в списках того и другого факультета. И даже на юрфак ее могут принять. Но проблема выбора мою дочь (и меня вместе с ней) все-таки настигнет. Между тем, известно и почти научно доказано: чем больше выбор — тем больше стресс.

А в чем заморочка? Эту «заморочку» точно сформулировала дочь: «Вот сейчас у меня большие, можно сказать, огромные шансы на достойную жизнь с хорошей профессией, но как только я сделаю выбор, шансы резко упадут». Нашу проблему решил один мой знакомый: «Кому он нужен, ваш филфак? Она что, учителем мечтает быть?» Нет, от учительства — чур нас, чур!

Хотя сегодня родной филологический, если верить его рекламе, готовит не только учителей, но и переводчиков, редакторов для издательств, обеспечивает филологическое сопровождение компьютерных программ (сисадмин с гуманитарными мозгами, что ли?), а с нынешнего года еще и профессиональных литераторов.

О том, что в Томске будут «учить на писателя», я знала еще в прошлом году. Когда Андрей Олеар и Вячеслав Суханов (один поэт и переводчик, другой — профессор- литературовед) пробивали эту специальность в Москве. По словам Вячеслава Алексеевича, многие вузы России хотели открыть у себя филиал Литературного института, но повезло только Томскому университету. Правда, сами носители этой идеи осторожно говорят: мы готовим не писателей, а литераторов, то есть людей, которые получат фундаментальное филологическое образование плюс практику в столичных толстых журналах и смогут работать в таких же журналах, но уже региональных, или завлитами в театрах.

Чтобы информация о новой специальности не воспринималась рекламой, добавлю ложку сомнений. Моя коллега разразилась гомерическим хохотом, когда узнала о перспективах трудоустройства «литераторов». Подтекст ее смеха таков: стоило ли огород городить, если завлитом и сотрудником журнала можно трудиться и без специальной записи в дипломе. Это во-первых. Во-вторых, если бог тебе дал талант, то писателем ты можешь стать даже с техническим образованием. Ибо научить писать романы или поэмы невозможно! Вспомните, какое образование получали Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Пастернак. Или Шекспир с Сервантесом учились «на писателя»? Писатель — это судьба, миссия, а не профессия.

Кроме того, надо помнить, что творческие профессии — будь то литератор, музыкант, художник, актер, сегодня плохо кормят. Особенно в молодости, пока к тебе не пришла слава. Впрочем, настоящих талантов их дар не кормил никогда и нигде. Моцарт, умерший в нищете, или Ван Гог, рассчитывавшийся за котлеты своими картинами, теми самыми, которые сейчас продаются на аукционах за миллионы долларов. Поэтому идти на отделение «литературное творчество» с прицелом, что станешь, как Сергей Михалков, обласканным гимнописцем — ну просто смешно!

Обычный абитуриент выбирает специальность с тайной надеждой, что со своим дипломом окажется востребованным на рынке труда и сразу по окончании вуза найдет себе место с достойной зарплатой, а не окажется в Центре занятости ищущим работу.

К слову, рекомендую молодым специалистам обратиться туда. Если не отправят на стажировку на какое-либо предприятие (где уже от тебя зависит, возьмут на работу или нет), то помогут с переобучением. А еще протестируют, есть ли в тебе предпринимательская жилка, и даже предложат поучаствовать в конкурсе «Первый шаг».

Совсем недавно в Центре на Новгородской, 37 я встретилась с четырьмя счастливчиками, получившими от областной администрации 300 тысяч рублей в качестве первоначального капитала. Поразила «история успеха» одного начинающего бизнесмена. Выпускник ТГАСУ (нынче заканчивает вуз) собирается стать... кролиководом, заняться фермерством недалеко от Томска. Все понятно, что кролики — «это не только ценный мех», не понятно другое: государство затратило на его обучение деньги (если занимал бюджетное место), сам пять лет парился, изучая матанализ и строительные СНИПы, — и все для того, чтобы стать дипломированным кролиководом?

Поэтому когда моя дочь спрашивает, сможет ли найти работу по специальности, если пойдет на «международные отношения», я могу лишь выразить НАДЕЖДУ, что с китайским языком и дипломом ТГУ она не пропадет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора