28 ноября, четверг
-5°$ 108,01
Прочтений: 14492

Кризисиада

В воскресенье, 23-го ноября сего, 2008 года, будучи в гостях у моей знакомой, степенно и с огромным наслаждением попивая горячий ароматный кофе с корицей и шоколадом (да простит меня читатель за извращённый вкус мой), наткнулся я на свеженький, ещё пахнущий типографской краской номер «Русского репортёра» (№ 44 за 20-27 ноября 2008 г.). На обложке – концептуальная такая фотография лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, который, судя по анонсам, собирается поведать читателям «РР» «о боге, либералах, власти и, конечно, музыке».

В самом низу обложки мой взгляд, успокоено и мерно гуляющий по первой полосе журнала, неожиданно споткнулся о порядком надоевшее за последние 2 месяца словцо: «Кризис в регионах: обострение классовой борьбы». Нут-с, сказал себе я, посмотрим, что же там ещё мои коллеги-журналисты из «Русского репортёра» откопали (хотя подсознательно я понимал, что, наверное, ничего нового не узнаю, а лишь прочитаю очередную «кризисиаду» в исполнении опытных журналюг). Ожиданиям моим в этот раз суждено было не оправдаться: материал под заголовком «Жизнь без работы» и с подзаголовком «Возможен ли социальный взрыв в результате массовых увольнений» (несколько кастрированную версию статьи я нашёл на сайте «РР», но от некоторого сокращения материала суть его не меняется) заинтересовал меня. На 7-ми полосах журнала расписаны весьма откровенные истории первых страдальцев разразившегося финансово-экономического кризиса. Плачутся корреспондентам «Русского репортёра» и уволенные рабочие, которые, кстати, уже устраивают пикеты на предприятиях (Вам это ничего не напоминает?), и активисты профсоюзов, которым угрожают за то, что те слишком рьяно пытаются отстоять права подопечных, и даже владельцы заводов, которые (надо уж признать, не всегда по собственной прихоти, а часто из-за того, чтобы спасти бизнес) вынуждены сокращать издержки, в первую очередь за счёт увольнения персонала.

Вот лишь некоторые выдержки из материала:

«Если раньше у нас воровали и сдавали на металлолом канализационные люки, то в последнее время начали снимать подъездные двери вместе с кодовыми замками. А этого уже простой алкоголик сделать не сможет. Тут люди с технической подготовкой. Вот сейчас и пробиваем списки всех уволенных с предприятий. Стопроцентно кто-то их них. Задолжал банку, а пять дверей — месячный платеж» — не поймешь, то ли шутит, то ли нет один из оперативников местного ГУВД».

«В последний раз на руки я получил 2600 рублей, — говорит Максим. — Хотели с женой обвенчаться. Но в церкви за это попросили 500 рублей, и скидок там не делают. Так что, прости господи, пока и дальше будем жить в грехе. Сначала желудок, потом душа».

«Дирекция завода сначала просто удивлялась, как это на предприятии вдруг возникла общественная организация, которая осмелилась перечить начальству. Засуетилась администрация после первого пикета профсоюзников, когда они потребовали раздавать всем сотрудникам завода распечатки с начисленной заработной платой. После второго пикета у проходной завода двух активистов МПРА избили. Но 25 ноября автомобилестроители готовятся устроить очередную акцию — теперь уже против незаконных увольнений».

Немного жутковато читать подобные истории. Поневоле вспоминаешь то ли начало века 20-го, то ли его конец. На 7-ми страницах авторы смогли уместить лишь описание ситуации на уральских заводах и немного коснуться ситуации в Иркутской области.

По прогнозам экспертов, в первую очередь, кризис сильно ударил или ещё ударит по промышленным, особенно «металлургическим» регионам. Далее кризис придёт/уже пришёл в регионы, в которых развита сфера услуг. По данным ноябрьского исследования кадрового холдинга «Анкор» (опрос 371 компаний в 8 крупнейших городах России), которое приводит газета «Ведомости», почти треть российских компаний планируют или уже начали сокращения штата сотрудников. Чаще других заявляют о сокращении штата в Омске (44%), менее всего — в Екатеринбурге (21%). В общей сложности, по данным «Анкор», работодатели намерены сэкономить до 10% расходов на персонал. 22% компаний планируют сократить зарплату своим сотрудникам.

Большие неприятности в Томске интеллигентном

Докатился кризис и до нашего тихого, научно-образовательного и инновационного Томска.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Страдают рабочие, страдают строители, а вместе с ними – их руководители.

Innchik: У вас вот зарплату срезают, а я теперь вообще безработная. Сегодня вообще объявили, что весь отдел маркетинга разгоняют. Пошла искать работу. (Как пояснила далее Innchik, речь идёт о «Томском инструменте» - прим. автора).

Irkhen: А я уже сходила на неделю в отпуск без содержания. Предложили всем сотрудникам взять любую неделю в ноябре на выбор без содержания, чтобы на 25 % сократить расходы по з/п. В декабре снова предложат, сколько, пока не известно. Октябрьскую з/п уже на неделю задерживают, когда дадут не могут сказать, но по слухам дадут только 60 %. Что говорить тогда о ноябрьской! На носу Новый год, никаких сбережений нет, да что там, обрушилось ведь всё так неожиданно на нас. Работаю в нефтянке, вот так-то! Никогда не могла подумать, что до такого дойдёт в нефтянке…

Kayka: Сокращают сотрудников УФНС (Управление федеральной налоговой службы – прим. автора) по Томской области - на 30-40%.

Eleна: Мне как-то недели 2 назад попалось письмо одного пожилого человека своим более молодым родственникам. Дедушка, видимо, увлекается изучением различных предсказаний и вещал родичам., что по каким-то там сведениям в конце 2008 г. будет тяжело, в 2009-го вообще жо..., советовал запастись продуктами, топором,.. буржуйкой и передать всем знакомым. Чёт мне после прочтения тех строк очень не по себе стало. Пора организовывать сыпы муки, гречки, риса, соли, сахера…

Nemesis: И Сибмотор почти весь в административном отпуске. Вот он, реальный сектор экономики…

zhest: ТЭМЗ, Манометровый почти умерли, список могу продолжить: Контур and ТРТЗ, ТЗИА, Томский подшипник, Томский инструмент, Сибмотор... Конечно, не умерли, но, можно сказать, в коме...

???: Подруга бухгалтером работает в ТДСК. Говорит, зарплаты все сократили, многим на 50%.Многих отправили в административные отпуска. И это только начало. Шпетер 3 дня назад у них собрание проводил, сказал, сами решите, как лучше: или часть сокращать или будете работать вахтовым методом, месяц одни, месяц другие…
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это - лишь небольшая подборка постов из нескольких томских Интернет-форумов (орфография и пунктуация максимально сохранена). «Кризисные» темы расплодились почти по всем томским порталам, где есть вкладка «Форум», и набирают всё большую, пусть и печальную, популярность.

Конечно, рассматривать экономическую ситуацию по этим «безликим», по сути, постам сложно. Однако пока в тихом и интеллигентом Томске о кризисе в открытую говорят лишь некоторые СМИ, директора строительных компаний, несколько промышленников, да пара-тройка чиновников и экспертов. Люди, пострадавшие от финансово-экономического кризиса, - те, кого уволили/грозятся уволить или кому сократили рабочее время, кому уменьшили зарплату или отобрали премиальные и пр.пр., – пока не хотят или боятся открыто говорить о свих проблемах, надеясь на лучшее или попросту боясь говорить об этом вслух. И пока «отрываются» на просторах глобальной сети.

Если судить по «кризисным» темам на томских Интернет-форумах, а также по рассказам некоторых моих знакомых и респондентов, можно сделать следующие выводы. В первую очередь, кризис затронул крупнейшие томские предприятия. Большинство из них люди назвали в своих постах (см.выше). Это и заводы – чаще всего называют ТЭМЗ, Сибмотор, Сибкабель, - и строительные компании. Насколько верна эта информация – судить, конечно, трудно. Вряд ли кто-то их руководителей предприятий, учитывая давление власти (об этом читайте ниже), сейчас вот так возьмёт и признает, что да, дескать, пришлось мне немного «оптимизировать» расходы, подсократил я малость фонд оплаты труда, уволил я нескольких рабочих, а остальным отменил обещанные премиальные и пр.пр. Ну не скажет этого никто, особенно заботясь сейчас о своей репутации и имидже своего предприятия! Зато многие многозначительно признают, что да, из-за кризиса «возможно, чтобы сократить издержки, нам придется сокращать рабочих» - так заявил мне недавно гендиректор ТДСК Александр Шпетер, аналогичную фразу произнёс руководитель «Томлесстроя» Шабан Байрамов. При этом оба клятвенно утверждали, что пока у них, тьфу-тьфу, всё хорошо, предприятия работают в штатном режиме, никаких увольнений и задержки зарплаты не было.

Впрочем, Томск не значится в числе городов, которые сильно пострадают от финансового кризиса в пункте «увольнения». Ну нет у нас промышленных гигантов, которые враз взяли бы да и уволили тысячи рыбочих. Поэтому вряд ли стоит ожидать в нашем вполне благополучном (относительно других регионов) городе больших волнений, какие описаны выше. Ну, скрутят колеса с машин, ну, украдут пару-тройку канализационных люков – летом, когда ещё не было этого кризиса, помнится, и того больше люков стащили. И всё. До снятия дверей пока не дошло, да и вряд ли дойдёт. Наши рабочие спокойные, наш народ многое выдержит – и не такое терпел, не правда ли?

Зато кризис может затронуть сферу услуг. Особенно рекламных и иже с ними. «У нас резко сократился объём продаж, - жалуется мне менеджер по продажам одного из рекламных агентств. – У меня за последние две недели, наверное, пять клиентов отказались размещать свою рекламу. Прямо так и говорят – «финансовый кризис», кредиты в банках не дают. Вот и не могут они тратиться на рекламу. Я уж даже и не знаю, что будет в январе. Сейчас, перед Новым годом, рекламодатели активизируются, а что будет после праздников, когда объём продаж традиционно низкий, я уж и не знаю…». В этом случае я, к сожаленью, могу предсказать только один вариант развития событий: моя знакомая менеджер просто-напросто станет жертвой «оптимизации» расходов владельца рекламного агентства. Ну, рекламщики и менеджеры – они народ креативный. Найдут, как выкарабкаться из кризиса.

Кстати, если начнут страдать рекламщики, то следующей жертвой кризиса могут стать СМИ, коих в Томске, дай бог, немало. Они-то, как известно, все живут на деньги от рекламы. Кстати, журналистам кризис грозит подорвать не только экономическую платформу: Генпрокуратура недавно отреагировала на кризис своеобразной цензурой. Прокурорам поручено «противодействовать фактам информационных атак на банки». Начинается информационная борьба с кризисом. Нечего, дескать, народ пугать, уважаемые журналисты. Про этих и говорить не надо – они народ самый креативный у нас, без пропитания авось не останутся.

Как это ни странно, отразился кризис и на развлекательном бизнесе. Этого не признают пока владельцы развлекательных учреждений. «У нас стало меньше посетителей в последний месяц-полтора, - говорит официантка одного из ночных клубов (а клуб, надо сказать, из разряда элитных). - Раньше было много богатых посетителей, а теперь, я заметила, что их поменьше к нам приходит… Пустота в зале… Стали себя в заказах ограничивать, например, заказывают более дешёвое вино…». Берегут денежки бизнесмены-то! По кредитам расплачиваться надо. Правильно делаем! А вот официантка другого ночного заведения говорит, что, наоборот, люди стали щедрее, «могут спокойно оставить в кассе от 10 тыс. до 60 тыс. руб.». Вот и думай теперь: то ли горе заливает бизнес-элита, то ли высвободившиеся после увольнения рабочих деньги пропивает/проедает. Ну, бизнесмены наши, если уж, конечно, не пропьют денежки, кризис-то переживут, лучше всех переживут.

Ещё одна сфера, кризис в которой может запросто отбросить нас назад, ну, как минимум, в злополучные 90-е – это возможный «кризис на прилавках». «Финансовая ситуация может првести к тому, что начнут исчезать товары с полок, - предупреждает предприниматель Юрий Лирмак. – Бизнесмены – владельцы торговых сетей - могут просто не закупить товары из-за того, что банки не дают кредиты. И вот это попахивает 90-ми». По словам бизнесмена, в принципе, возврат в 90-е мог бы стать своеобразной панацеей. «Тогда была атмосфера дискуссии, тогда можно было обсуждать способ выхода из любой ситуации. Сейчас имеет место быть монолог власти с самой собой…».

Против нас орда и тьма, с нами Путин и авось…

7 ноября – в красный день календаря – президент наш Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая на совещании с руководством правоохранительных органов в Петербурге, поручил МВД обеспечивать социальный порядок во время кризиса. Вплоть до того, что «при желании кого-нибудь воспользоваться последствиями кризиса… вмешиваться, возбуждать уголовные дела».

"У нас стабильное государство... Нам не нужен возврат в 90-е годы, когда везде все бурлило и кипело", - цитирует Медведева агентство Reuters.

Что же получается? Первый чиновник страны, выступая перед Федеральным собранием 5 ноября, практически не упоминает о финансово-экономическом кризисе и механизмах по его преодолению, говорит цветистые фразы о том, что «…экономический кризис… нам нужно быть предельно собранными… Уверен, что мы справимся со всеми трудностями и уже в ближайшем будущем сформируем современную самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач». А спустя 2 дня на полузакрытой милицейской тусовке в Питере (на родной для нашей политэлиты земле) Медведев выражает обеспокоенность ситуацией в стране, признаёт (наконец-то!) сам факт кризиса и даёт силовикам «фас» в отношении тех, кто создаёт «предпосылки дестабилизации социально-экономической сферы». Против этих создателей «предпосылок», козырнул глава МВД Рашид Нургалиев, «на местах созданы антикризисные группы». На каких таких «местах» и что представляют из себя эти «антикризисные группы», господин министр не уточнил. Зато подтвердил наихудшие опасения, что за ростом безработицы вполне может последовать всплеск преступности.
Вторая реакция последовала из Белого дома: кабинет министров фактически официально признал существование кризиса, сформировав пакет антикризисных мер. Более того, на недавнем заседании Госсовета в Ижевске новосибирский губернатор Толоконский представил весьма нелицеприятную картинку: экономический кризис продлится ещё 2 года. Правда, как оказалось, это был закрытый доклад, но он как-то образом попал в распоряжение газеты «Ведомости».

Таким образом, федеральные власти не признают в жёсткой форме существование кризиса и его последствий в стране. Премьер Путин, например, полагает, что сегодня многие злоупотребляют термином «кризис»: «Хотел бы подчеркнуть, что многие слишком фривольно используют слово «кризис». Он сегодня поразил мировую финансовую систему, а Россия переживает его последствия. Источник проблемы необходимо искать в США, где зародилась та рухнувшая система. Волны этого обрушения и доходят до нас». В связи с этим Владимир Владимирович призвал россиян как можно меньше использовать в отношении сложившейся в стране и мире экономической ситуации это фривольное и дестабилизирующее словцо. Федеральным СМИ уже фактически запретили его употреблять. Скоро табу может докатиться и до регионов.

А пока не докатилось, мы и публикуем этот материал. Без единого наезда на банковскую сферу, уважаемый генпрокурор Чайка. И без наведения паники, господин министр Нургалиев. И без возврата в 90-е, господин президент Медведев – Вы же нам просто не позволите этого сделать, не правда ли? Ну и, конечно же, без всякого фривольного трактования слова «кризис», батюшка Вы наш Владимир Владимирович. Всё строго по закону.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора