У страха глаза велики
Информация о внеплановой остановке реактора СХК породила много слухов среди населения. В частности, говорилось о том, что все же произошел небольшой радиоактивный выброс в атмосферу изотопов йода. В связи с чем жителям закрытого города порекомендовали не употреблять воду из-под крана. В целом из-за массы подобных слухов, в Северске, да и в Томске тоже, царит нервозная обстановка. Люди малейшие недомогания списывают на аварию.
Как сообщил сегодня Городскому порталу «В Томске» начальник штаба ГО ЧС закрытого города Евгений Борис, ситуация полностью под контролем. Он заверил нас, что никаких вредных выбросов в атмосферу в результате нештатной остановки реактора не последовало. Он даже привел себя в пример: «Я сам живу в Северске, меня эта проблема волнует так же, как остальных. Неужели вы думаете, что я сидел бы здесь и ждал последствий, как в Чернобыле?»
Более того, Евгений Васильевич рассказал, как вчера на пульт дежурного позвонила жительница Северска и рассказала, что своими глазами видела и своими ушами слышала по ТВ в местной программе, что предупредили о том, чтобы люди не употребляли воду. При этом, как нам рассказал Евгений Васильевич, он тоже смотрел эту программу, но ничего подобного не увидел и не услышал. Было лишь сообщение о нештатной ситуации, а также о том, что выбросов радиоактивных веществ не последовало.
Как сообщила пресс-служба СХК, по международной шкале ядерных событий происшествие даже не классифицируется – событие не связано с безопасностью. Это подтверждают и экологи. В частности, об этом в интервью службе информации Медиа FM заявил руководитель сибирского экологического агентства Алексей Торопов.
"В данном случае удалось заглушить реактор. И, слава Богу. И таких остановок бывает ежегодно на ядерных реакторах сотни по всему миру. К счастью, подавляющее большинство из них обходится без человеческих жертв. Другой вопрос, что это очередное событие, которое свидетельствует о том, что ядерный реактор - это вещь, которая до конца до сих пор не управляемая".
Запустить реактор должны уже сегодня. На СХК проходит собственная проверка. По её результатам сделают выводы, что послужило причиной отключения оборудования. Инцидент произошел на одном из двух ректоров, которые в этом году планируется остановить.
Добавим, за время существования СХК произошло более 36 аварийных ситуаций и инцидентов, в 5 случаях возникала самоподдерживающаяся цепная реакция, погибло 4 человека, 6 человек получили повышенные дозы облучения.
Самая крупная авария произошла 6 апреля 1993 года. В результате аварии образовалась зона радиоактивного загрязнения местности, вытянутая до 25 км в северо-восточном направлении, площадью около 100 км2. По данным Росгидромета, суммарное количество радиоактивных веществ, выброшенных из аварийного аппарата СХК на эту территорию, составило от 530 до 590 Кu. В отдельных точках мощность дозы гамма-излучения достигала 400 мкР/ч.
Министр МЧС России С.К. Шойгу в письме Правительству России от 16 апреля 1993 г. отметил, что вновь, как и при Чернобыльской катастрофе, информация об аварии как на месте, так и в центр была передана с большой задержкой, что могло привести к тяжелым последствиям. Кроме того, медленное принятие мер по локализации последствий аварии привело к разносу радиоактивных загрязнений на дороге Томск – Самусь и загрязнению пос. Самусь.
Некоторые исследователи считают, что при аварии 6 апреля 1993 г. была очень велика возможность происшествия гораздо более высокого уровня (до 5–6-го по международной шкале). С учетом розы ветров вероятность направления потока радиоактивных веществ на юг (на города Северск и Томск) составляла 10%. Необходимость эвакуации населения в условиях паники при слаборазвитой дорожно-транспортной сети, маломощном автопарке, однопутной железной дороге, а также необходимость последующей дезактивации городских кварталов действительно приблизили бы это событие к Чернобыльскому. Нахождение областного центра с полумиллионом жителей в столь опасной близости от СХК должно рассматриваться как беспрецедентное в мировой практике.
Людскую панику можно понять: жить рядом со столь опасным объектом и не волноваться просто невозможно.