23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4294

Одни врачуют тело, другие лечат душу (фото)

Фото: Ольга Ярусова

Медицинская помощь в селах, увы, не на высоте. Поэтому приезда опытных врачей там ждут с радостью и надеждой. Но «плавучая поликлиника» курсирует по реке только летом. А что же делать селянам в другое время года, если у них появились недуги? В районную больницу не наездишься — то далеко и дорого… Благо, есть в Томске врачи, которые сами едут в глубинку к пациентам, осматривают их совершенно бесплатно, да еще раздают гематоген и витамины.

Уже около 20 лет по области колесит «Профессорский десант» — бригада лучших медиков СибГМУ. Входят в нее педиатры, кардиологи, эндокринологи, неврологи, гинекологи — словом, дефицитные на селе специалисты. Люди занимают очередь к ним с раннего утра, а прием часто длится до позднего вечера. Бывает, что врачи посещают немощных больных и на дому. Организовывает эти выездные медосмотры томский благотворительный Фонд милосердия и здоровья.

Лестница на небо

На этот раз «Профессорский десант» отправился в Могочино, в Свято-Никольский монастырь. Три часа пути на «Газели», небольшой «привал» — с пирогами и горячим чаем из термоса, пешая прогулка по скованной льдом Оби. И вот уже виднеются высокие зубчатые стены монастыря — издалека он напоминает неприступную крепость. Изнутри монастырь выглядит не таким суровым — белые стены, голубая окантовка окон келий.

Посреди двора — кирпичный храм с золотыми маковками. Он не такой светлый и праздничный, как городские церкви. Здесь сумрачно и гулко, по углам сидят те, кого в старину называли божьими людьми: престарелые инвалиды, бездомные. Они не попрошайничают, просто отдыхают здесь душой от своих бед и скитаний. Да и атмосфера в храме благостная, намоленная.

После тиши храма электропила в монастырских мастерских звучит особенно резко и пронзительно — послушники столярничают и плотничают. Они своим руками выполняют все «деревянные» работы в монастыре: делают кресты, гробы, иконостасы для церквей, киоты для образов, леса для росписи храмов. Вообще, как позже выяснилось, здесь никто не бездельничает.

Подъем по крутым и скользким лестницам в монастырскую гостиницу стал для немолодых врачей испытанием. Но в нем таился высокий смысл… «Основатель обители — отец Иоанн, строя такую неудобную лестницу, дал понять прихожанам и паломникам: чтобы попасть в Царствие Божие нужно потрудиться не только молитвенно, но и физически», — отметил отец Сергий.

В гостинице ежедневно останавливаются до 50 паломников со всей Сибири. Одни приезжают сюда, чтобы отдохнуть от городской суеты, другие помолиться. «У нас тут тихо, спокойно, чинно. У людей есть возможность подумать, разобраться в себе, найти утешение в горе, в печали. Иногда люди попадают в секты, а в монастырь приходят, чтобы найти истинную дорогу к Богу», — рассказывает хозяйка приюта матушка Даниила.

Сельские дети крепче

После обеда в трапезной врачи расходятся по комнатам, достают свои инструменты — готовятся к осмотру пациентов. А они уже собрались в холле: среди них и монахини, которые уклоняются от разговоров, и мамочки с младенцами на руках, и дети — непосредственные и словоохотливые. Одна девочка жалуется на хронический насморк и хочет спросить у врачей, как его вылечить. У другой часто болит голова…

— Доктор сказал — ничего страшного, прописал лекарство, посоветовал чаще гулять на свежем воздухе. Я редко бываю на улице, нужно уроки делать, — делится Елена Майкова. — Хотя природу я люблю и мечтаю жить в лесу: любоваться цветами и облаками, выучить язык птиц и зверей. В миру люди часто ругаются, кричат, везде проблемы. А в лесу спокойно и беззаботно.

Мальчик Саша ни на что не жалуется, но кардиолог слушает его долго и внимательно, меряет ему давление. Врач Наталья Рыжакова рассказала, что у мальчика, возможно, имеется приобретенный порок сердца. Чтобы подтвердить диагноз, ему необходимо пройти углубленное обследование в кардионеврологическом отделении детской больницы № 2 в Томске. Но у других детей проблем с «моторчиком» нет.

— У ребят нет серьезных заболеваний, им не требуется длительное лечение, — отметила и профессор-педиатр Альбина Помогаева. — Но у многих встречается наша краевая патология — описторхоз. Ведь ребятишки живут на реке, постоянно употребляют рыбу… Поэтому я прописала им препараты, избавляющие от гельминтов. Но в целом, дети ухоженные, чистенькие, воспитанные. Несмотря на то, что из многодетных семей…

А профессор-педиатр Тамара Матковская и вовсе считает, что сельские дети крепче, чем городские. Связано это с тем, что в районе и экология чище, и питание лучше — овощи без химикатов, молоко натуральное. «А еще у детей, живущих при монастыре, нет агрессии и гиперактивности. Они более спокойные, умиротворенные, — делится впечатлениями врач. — Они всем довольны, а ведь позитивный настрой много значит».

На контрольную с молитвой


Разговорившись с ребятами, я узнала, что учатся они в приходской школе при монастыре — программа в ней такая же, как в общеобразовательной, плюс православные дисциплины. В школе есть своя «форма»: девочки ходят на уроки в платочках и длинных юбках, мальчики — в темных рубашках. Учебный день они начинают с молитвы перед образами. Есть в школе и особо почитаемая икона «Прибавления ума».

Заинтригованная, прошу детей показать школу, которая находится этажом ниже гостиницы для паломников. В узких коридорах темновато, зато маленькие классы залиты светом. За партами сидят пять-семь учеников — они разучивают церковные песнопения на уроке музыки. В уголочке сидит учительница русского языка и литературы — листает классный журнал, готовится к родительскому собранию.

Дети учатся кто лучше, кто хуже, рассказывает она. Чем же они отличаются от тех, кто посещает обычную школу? «Они добрее, мягче, у них нет грубых, сальных шуток, — рассказывает Марина Туманова. — Конечно, наши ученики не ангелы, но даже если они шалят, совершают нехорошие поступки, то чувствуют свою вину, стараются исправиться. У них есть счастливая возможность покаяться — они ходят на исповедь…»

С ранних лет дети здесь несут послушание: в школьной церкви они поют на клиросе, раздувают кадило и выносят свечи во время службы, даже расписывают стены. Их также приучают к посильному труду: они помогают заготавливать сено, полют грядки на монастырском огороде, окучивают картошку. Овощи, которые вырастили дети, идут потом в школьную столовую.

Среди педагогов православной школы есть и монахини, и матушки — жены священников. Они учат детей счету и грамоте, формируют их кругозор, но вот для поступления в вуз особо не натаскивают. Только если у ребенка есть необыкновенный ум и талант, которые грех «зарывать в землю», а также прилежание к наукам, тогда его готовят к университету. И монастырь даже оплачивает обучение.

Судьба выпускников школы складывается по-разному: одни, получив высшее образование, становятся успешными людьми, другие остаются при монастыре, ведут подсобное хозяйство, третьи бунтуют против навязанной им с детства религии — уезжают в город, поддаются соблазнам. «Но они помнят дорогу в храм, — говорит учительница. — Если они возвращаются, мы не считаем их отступниками и принимаем в свою общину».

Атмосфера братской любви


Насельники монастыря — это не монахи, это те, кто живет вокруг обители. Среди них есть истово верующие люди, есть и такие, которым трудно жить в миру. Например, многодетные семьи — они почти полностью находятся на попечении монастыря. Их чада учатся в приходской школе, бесплатно получая учебники, тетради, карандаши и ручки. Обитель помогает малоимущим прихожанам отремонтировать дом, купить корову…

— Почти все, что носят насельники, — дареные вещи. Многие из нас просто не имеют возможности купить то, что нравится, — рассказывает учительница, одетая в скромную темную кофточку с чужого плеча. — Например, я не получаю зарплату за свою педагогическую деятельность, это мое послушание. И в этом есть особая прелесть смирения. Если мне нужны дрова или продукты, я иду и прошу деньги у батюшки.

Помимо многодетных семей, к монастырю прибиваются алкоголики, бездомные, бывшие заключенные. «Я сначала не понимал, зачем мы принимаем этих бродяг. Некоторые из них — темные личности, у них даже документов нет, — делится отец Сергий. — Но настоятель обители рассудил мудро: у нас такие хитрые законы, что за решеткой может оказаться любой человек. А выйти из тюрьмы психологически надломленным. Хорошо, если в монастыре он найдет духовную опору…»

И правда: некоторые, вроде бы совсем пропащие люди, став послушниками монастыря, исправляются и даже принимают монашеский постриг.

Монастырь стоит и процветает уже 24-й год. Хотя против его строительства было все: власть, общественность, милиция. В храм стреляли из ружей, разбивали камнями окна келий. Сегодня хулиганство поутихло, но среди могочинцев до сих пор остались ярые богоборцы: то им мешает колокольный звон, то раздражают бородатые монахи. Они то и дело судятся с монастырем.
Хотя немало у обители и друзей, среди них есть очень известные и влиятельные личности, например, губернатор Кузбасса Аман Тулеев — он снабжает монастырь углем. Другие благодетели — крупные бизнесмены помогают монастырю деньгами, стройматериалами, продуктами. Свою лепту вносят и обычные паломники, жертвуя, кто сколько может. А монахи благодарно и ежедневно за них молятся.

— У нас северный, строгий монастырь, — говорит отец Сергий. — Особой красоты и богатства в нем нет, но есть атмосфера братской взаимопомощи, христианской любви, миссионерской деятельности. Не зря люди приезжают к нам отовсюду, год от года духовная жизнь монастыря возрастает, и слава его ширится…