23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 5332

Как «Горсвет» в «Горсети» попал

Фото: uralweb.ru

Чуть меньше часа — столько времени ушло сегодня у депутатов гордумы, чтобы ликвидировать УМП «Томскгорсвет», освещавшее улицы почти 20 лет. Правда, решение закрыть его, по словам теперь уже экс-руководителя предприятия Степана Руденко, было принято еще несколько месяцев назад. Сегодня в этом вопросе была просто поставлена юридическая точка. Да и занять эта формальность могла бы гораздо меньше времени, если бы не депутат Деев. Известный борец за сохранение муниципальной собственности еще вчера заявил: на собрании гордумы по данному вопросу молчать не станет и коллег к тому же призовет. Сторонников у Деева нашлось лишь двое: ими стали коллеги из «Группы независимых депутатов» Лариса Сорокова и Леонид Голубев, зато оппонентов оказалось предостаточно. Вот и затянулись дебаты.

— Движимое имущество предприятия ушло с торгов за десять миллионов рублей, за аренду муниципального имущества «Горсети» платят в бюджет 29 миллионов в год. Поскольку сейчас «Томскгорсвет» не ведет никакой хозяйственной деятельности, и там даже нет ни одного сотрудника, значит, и оставлять его нет смысла. С 1 ноября оно будет закрыто, — начала свой доклад руководитель департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Альфия Кобеева и, словно предугадывая вопросы Деева, поспешила добавить: никакой кредиторской задолженности за «Горсветом» не останется. Ну, почти никакой. Оно должно «Горсетям» порядка 1,2 миллиона рублей, но кредитор обещал не банкротить закрывающееся УМП.

— И все же я считаю преждевременной ликвидацию «Томскгорсвета». На протяжении последних трех лет мэрия делала все — это моя точка зрения — чтобы обанкротить данное предприятие. Хотя согласно данным проверки Счетной палаты, оно успешно работало: в рейтинге 15-ти унитарных муниципальных предприятий стабильно занимало шестое место. В 2007 году выручка «Горсвета» составляла 71 миллион рублей, в 2008 году — 92 миллиона, а в 2009-м, когда его имущество сдали в аренду «Горсетям», выручка упала до 55 миллионов, — нашел аргументы Александр Деев.

Надо сказать, депутат Степан Руденко, который как раз и являлся в последнее время директором «Томскгорсвета», на сегодняшнем собрании думы не произнес ни слова о данной ситуации. Зато после заседания весьма охотно давал комментарии всем обратившимся к нему журналистам и даже придумал оригинальное аллегорическое сравнение:

— Не жаль ли мне, что приходится закрыть «Томскгорсвет»? А вам не жаль, что в свое время объединились две Германии? Мы тоже по сути разрушили Берлинскую стену, только это была не стена, а железный забор, который стоял между зданиями «Горсетей» и «Горсвета», — они же рядом находятся.

В 2009 году, продолжил Руденко, под его началом работали более 130 человек. Все они выполняли такую же работу, что и их коллеги с соседнего предприятия. С той лишь разницей, что последние трудились в куда более комфортных условиях и получали за это большие деньги.

— У нас, бывало, зимой человек на подъемнике полезет заменять лампочку в уличном фонаре, а обратно спуститься не может: подъемник замерз. В «Горсетях» техника качественнее. Поэтому весь коллектив с удовольствием перешел в «Горсети» вместе с отданными в аренду опорами освещения, ЛЭП и прочим имуществом. Сокращен тогда никто не был, а те, кто прижился в «Горсетях», остаются там и по сей день. Ну а то, что происходит сейчас в связи с закрытием «Томскгорсвета», означает создание крупного холдинга, который будет заниматься всем электросетевым хозяйством в целом, — пояснил Степан Руденко.

— Я давно уже работаю с недвижимостью и наблюдаю, что все-таки эффективнее, когда ее эксплуатируют частные компании, — поддержала Руденко Альфия Кобеева. — Бизнес умеет более рационально справляться с имуществом. Потому что муниципальным предприятиям мы считаем возможным набросать еще много дополнительной работы, а потом говорим, что у нас не хватает средств оплатить ее. Мы прибираем улицы, которых нет в реестре уборки, освещаем территории, на которые деньги не заложены. И по сути дела сами загоняем муниципальные предприятия в долговую яму. Бизнес же в подобной ситуации ставит нам ограничения. Есть деньги — я готов оказать услугу. Нет денег — извините.

От передачи имущества муниципального «Горсвета» частным «Горсетям», по заверениям Кобеевой, вообще сплошные плюсы. Имущество никуда «не ушло», зато теперь город избавлен от необходимости вкладывать деньги в его обновление: эту обязанность берет на себя арендатор. Половину световых опор и почти все светильники в городе пора менять? Пора. С режима дежурного освещения по ночам на полноценный режим, то есть когда фонари горят не через один, а все, по требованию все тех же депутатов перешли? Перешли. А тут еще и световой день уменьшился по независящим от властей причинам. Стало быть, опять расходы непредвиденные. А деньги где? Раньше в среднем на год «Горсвет» получал 55 миллионов рублей. Хорошо, на будущий год плюс еще 63 миллиона подкинули областные власти, понимая, что расходы на освещение томских улиц уже выросли примерно вдвое. Ведь хоть отдавай сети в аренду, хоть нет, а платить за освещение улиц согласно федеральному законодательству должен муниципалитет.

Тут Александр Деев, подхватив тему, выразил уверенность: теперь и заложенных в бюджете 117 миллионов не хватит.

— Почему раньше эти деньги мы не могли найти для нашего родного «Томскгорсвета», а когда уличное освещение отошло частнику, даем ему в два раза больше денег? Со следующего года, я в этом не сомневаюсь, «Горсети» выкатят нам заоблачные цены на организацию уличного освещения. Опять город погрузится в темноту, с подачи «Горсетей» начнется шум, и мы, депутаты, будем бегать и изыскивать деньги на освещение улиц. Это схема известная, — заявил скептически настроенный депутат.

— Да что вам в этом «Горсвете»? — не сдержался и вышел на трибуну директор «Горсетей» Владимир Резников. — Это же пустышка, одна вывеска осталась. Ну, хотите содержать директора и бухгалтера — больше-то там никого не осталось — давайте будем содержать. А вот я вам сейчас расскажу правду. Взять на обслуживание уличное электрохозяйство меня пытался принудить еще мэр Макаров, а уж он-то разбирался в экономике. В итоге это удалось Николайчуку. И мы обязались каждый год делать что-то на сетях за свой счет, потому что только частник может сделать это и продолжить эффективно работать… Какой здесь криминал? Все где-то жуликов ищем. Не там ищем-то, — высказался Резников.

На эту тему сегодня вообще много кто говорил. Депутат Чуприн заявил, что много нынче в думе депутатов-теоретиков, которые никогда не руководили даже маленьким коллективом и, стало быть, ничего не понимают в жизни. Мэр Николайчук уже в который раз напомнил, что ему есть чем гордиться: на днях правительственная комиссия признала Томск одним из самых благоустроенных городов в стране, а значит, «нам нужно продолжать свою работу, несмотря на все попытки шельмования». Правда, что такое это самое «шельмование», Николай Алексеевич не пояснил. Лариса Сорокова припомнила историю с покупкой «Томскгорсветом» автомобиля, который потом отошел мэрии, и поинтересовалась: как же убыточное предприятие могло позволить себе такие траты? На это Альфия Кобеева улыбчиво пояснила, что в прошлом году у «Горсвета» образовалась прибыль в пять с лишним миллионов, а тратить ее он мог на свое усмотрение. Откуда взялась эта прибыль, если в предприятии уже на тот момент работали лишь директор да бухгалтер, никто, к сожалению, не спросил.

Не было задано вопросов и представителю прокуратуры, присутствовавшему в зале. Хотя, если бы не это ведомство, пришлось бы депутатам еще столько же спорить о судьбе «Томскгорсвета», ведь сегодня дума планировала рассматривать сразу два вопроса, касающиеся этого предприятия. Второй темой должна была стать приватизация имущественного комплекса «Горсвета» — того самого, который был отделен от «Горсетей» пресловутым забором.

Помещения площадью почти в 4,5 тысячи квадратных метров мэрия решила выставить на торги по средней цене в 7,5 тысячи за квадрат, а земельный участок в 10,5 тысячи квадратных метров — за 15 миллионов рублей. Покупателем всего этого добра, скорее всего, станут все те же «Горсети». Во-первых, данное имущество уже находится у них в аренде. А во-вторых, кому оно еще может понадобиться? Но буквально за несколько часов до собрания думы на эту инициативу отреагировала прокуратура. Что именно значилось в ее заключении, сотрудники ведомства решили не разглашать во всеуслышание, а Степан Руденко пояснил: ничего особенного, просто составители документов, видимо, замотались, и не сформировали должным образом земельный участок, предназначенный для продажи. Формальность, не более.

Но, так или иначе, вопрос о приватизации имущества «Горсвета» сегодня не рассматривался. Так что история этого предприятия, хоть вроде бы и закончилась, еще получит продолжение.