«Веолия» обещает водоканалу новую жизнь
Почти полгода прошло с того момента, как «дочка» французской компании Veolia Voda S.A. — «Веолия Вода Томск» — выиграла конкурс на 30-летню аренду томского водоканала. Однако до сих пор на жизни томичей это событие никак не сказалось.
Причина тому — российское законодательство, согласно которому сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тысяч человек, являются объектами государственной тайны. И прежде чем французская компания начнет вершить дела на томской земле, ей предстоит получить все необходимые лицензии. Параллельно иностранцы успеют познакомиться с нашей судебной системой. Об этом на сегодняшнем брифинге в «Томском энергокомплексе» рассказали глава компании «Веолия Вода Томск» Леонид Локшин и исполнительный директор Veolia Voda S. A. Поль Реми.
Сами представители Veolia Voda S.A. утверждают, что проблемы, возникшие с заходом компании на томский рынок, не стали для них неожиданностью. По словам Леонида Локшина, это нормальная процедура российского законодательства, согласно которому любое предприятие, в том числе иностранное, должно иметь определенный набор лицензий на осуществление своей деятельности.
— Мы начнем выполнять свои договорные обязательства, как только получим все разрешительные документы, а их — целый пакет: это лицензии на строительство, на недропользование, на забор воды, на работу с высокотоксичными веществами и т.п. Ожидается, что работа начнется не позднее мая, — заявил глава компании «Веолия Вода Томск.
По его словам, сейчас «дочка» французской компании вынуждена тратить массу времени и сил на судебные разбирательства, инициированные другими участниками конкурса на аренду водоканала. «Оренбург водоканал», «РВК-Томск», «Водные проекты» и «Инфоцентр» требуют признать итоги конкурса недействительными.
Леонид Локшин подчеркнул: если на момент получения всех лицензий судебные тяжбы будут продолжаться, компания все равно приступит к выполнению своих обязательств. «Мы должны это сделать, согласно договору аренды и эксплуатации водоканала», — говорит он.
Однако исполнительный директор Veolia Voda S. A. Поль Реми заявил, что судебное разбирательство, которое инициировали другие участники конкурса на аренду томского водоканала, — всего лишь реакция российских конкурентов на вхождение на рынок иностранных компаний.
— Мы уже привыкли к тому, что при заходе на заграничный рынок встречаем сильное сопротивление. По сути, это всегда политическая борьба. Нам кажется, позиция наших оппонентов деструктивна. Своим присутствием мы привносим на рынок конкуренцию, что подразумевает улучшение качества предоставляемой потребителю услуги.
Чего не ожидали в компании, так это резкого роста тарифов, особенно на электроэнергию. Как оказалось, в инвестпроекте «Веолии» этот пункт не был учтен. В результате теперь его придется пересмотреть.
— Нас тоже нужно понять, — объясняет Леонид Локшин. — Вложение серьезных инвестиций при таком положении вещей — дело рискованное. Известно, что стоимость электричества составляет 25-30% от себестоимости услуг водоканала. Резкий скачок стоимости электроэнергии не был учтен в заявке, поданной на конкурс, и не входил в финансово-экономические планы компании. Как и увеличение социального налога. Поэтому мы будем пересматривать наш инвестиционный план на 2012-2014 годы с учетом этих рисков.
При этом глава «дочки» Veolia Voda S. A. отказался назвать даже примерные его параметры, которые компания представит муниципалитету в апреле.
— Заказчиком проекта является мэрия, и было бы нелогично озвучить вам содержащиеся в нем данные, не проинформировав для начала город. Могу лишь сказать, что проект базируется на той заявке, которую мы подавали на конкурс. Вероятно, мы сделаем больший акцент на внедрении энергосберегающих технологий. Но будем предусматривать и другие способы сокращения издержек, искать другие способы финансирования.
Леонид Локшин не скрывает, что пересмотр инвестпроекта отразится, в первую очередь, на потребителе, поскольку тариф вырастет еще больше. Но тут же глава компании напомнил, что все расценки на услуги будут обсуждаться с городскими властями и не выйдут за пределы, установленные законом.
— Нужно помнить, что водоканал требует серьезных вложений. Сегодня основная проблема в сфере ЖКХ Томска — большие потери на сетях. Чтобы ее решить, нужно внедрять новые технологии по поиску утечек. Чтобы вести ремонт, укладывать трубопроводы, подсоединять новые объекты, нужно внедрить географическую информационную систему, привести в порядок схему учета активов. Все это приведет к тому, что планирование работы водоканала выйдет на новый уровень. У него появится краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный планы развития, а также паспорт предприятия. Кроме того, будет сделан упор на профподготовке и переподготовке имеющихся кадров.
Не секрет, что многие томичи опасались перехода водоканала с подземного водозабора на речной. Представители французской компании заверяют, что этого не произойдет.
— В заявке, поданной на конкурс, о переходе на речной водозабор не упоминалось в принципе. Подземный водозабор — это уникальная система, позволяющая добывать воду исключительного качества. Мы можем брать воду из поверхностных источников только для технологических нужд, что сейчас и происходит. Конечно, пользоваться поземными источниками дороже. Но пересмотр нашей инвестпрограммы в сторону снижения издержек водозабор не затронет. Наоборот, мы намерены улучшить его работу. Кстати, одним из аспектов наших научных исследований будет детальная гидрология подземных месторождений воды, используемых сегодня для обеспечения Томска водой. К этой работе мы привлечем специалистов местных университетов и ученых СО РАН, — говорит Леонид Локшин.
Он добавил, что перемены затронут и менеджмент водоканала. А чтобы работа французской компании была более открытой для томичей, будет создан наблюдательный совет, в который войдут представители «Веолии» и мэрии.