Посмотреть цветам «в глаза» (фото)
Накануне в Ботаническом саду ТГУ открылась выставка икебан и флористических коллажей в технике «раффела», выполненных студентами Школы искусств ИИиК ТГУ. Все желающие смогли не только посмотреть их работы, но и попробовать свои силы в древнем искусстве обращения с самым нежным и трепетным природным материалом.
Икебана — японское искусство составлять композиции из цветов, листьев и некоторых других материалов, а техника «раффела» объединила в себе декораторство и флористику. Засушенные растительные элементы, а также песок придают картинам, выполненным в этой технике, эффект объема. По словам руководителя Школы искусств Елены Чабанец, именно такие работы лучше всего отражают полет мысли их автора за счет спонтанности, при этом специальное художественное образование не требуется.
Сама Елена Чабанец уже много лет совершенствуется в разных видах фитодизайна. Все началось в 1991 году, когда ей посчастливилось попасть на обучающий семинар по искусству икебаны в Москве и получить знания из первых рук, от преподавателей-японцев.
— Из Москвы я привезла кучу литературы, начала тренироваться, — рассказывает Елена Чабанец. — В 90-х в Томске организовалась первая группа, была даже выставка в Художественном музее. Потом не было сил и времени этим заниматься серьезно, но икебана меня не отпускала и в итоге довела до кандидатской диссертации на тему духовных практик искусств повседневности Китая и Японии.
По ее словам, в Японии икебана развивается в рамках нескольких школ. Елена является обладателем четвертой, самой высокой, ступени Школы Согэцу (в переводе — «трава и луна»), самой современной и авангардной.
— До того, как была основана Школа Согэцу в 1927 году, искусством икебаны занимались исключительно мужчины, это было частью обучения самурая. Сейчас, кстати, школу возглавляет женщина, и ей принадлежит два важных нововведения — миниатюрные композиции и детская икебана. До этого преподавание икебаны детям считалось бесполезным, — пояснила Елена Чабанец.
По ее словам, главным материалом для икебаны служат живые цветы и листья. Они подрезаются особым образом и устанавливаются в сосуд с водой на кинзан — специальную подставку с иголками. Также используются ветки, камешки и другие элементы.
— Композиции составлены таким образом, чтобы цветы смотрелись естественно, но при этом показали себя с такой стороны, с какой вы их еще не видели. Цветы поворачивают так, чтобы вы могли увидеть их «глаза». Но прямой немигающий «взгляд» — признак агрессии. И в Японии считается, что прямо в глаза зрителю цветок не должен «смотреть». Потому его устанавливают так, чтобы можно было посмотреть со всех сторон. Это самая комфортная психологически композиция, и это — уважение к материалу, — делится секретами икебаны Елена.
По ее словам, у каждого растения в икебане есть своя символика. И помимо игры цветов и сочетания линий, икебану можно рассматривать и с философской точки зрения. В Японии любая такая композиция символизирует взаимоотношения духовного, физического и материального.
— Основу формы любой икебаны составляют три обязательных элемента: син (небо), сое (человек) и хикае (земля). Они пропорциональны друг другу по размерам. Детям проще объяснять, что это папа, мама и ребенок, и им сразу все понятно: как выстраивать, в каких пропорциях, — поясняет руководитель Школы Искусств. — Есть и дополнительные элементы — помощники (дзюси), которые играют роль изюминки, которую хочется угадать, увидеть, но она ускользает. Этот момент ускользания — и есть самое главное.
Японцы считают, что икебана — идеальная модель мира, которая должна быть спроецирована на общество, чтобы оно формировалось более гармоничным. И для самого человека это действенный инструмент, чтобы стать лучше.
— Я долго наблюдаю за теми, кто занимается икебаной, и вижу, как они меняются. В ней заложено что-то такое, что даже если просто соблюдать все правила, человек меняется в лучшую сторону. И мне кажется, что в любом возрасте это важно, нужно и интересно. Однажды ко мне в группу пришла женщина за 60 лет, которая всю жизнь проработала главным бухгалтером. На первом занятии она взяла керамический сосуд в руки — и внезапно его швырнула в стену. Мы все замерли. Она извинилась, сказала, что купит такой же, взяла другой. И у нее очень долго ничего не выходило, но было видно, что человек старается себя переломить. И когда у нее наконец получилась композиция, ей аплодировала вся наша группа, все 13 человек! Потому что это была победа над собой. У нее потом изменились глаза, походка, и она мне как-то сказала: «Вы знаете, меня перестали бояться внуки…»
В планах Елены Чабанец — открыть настоящую школу икебаны в Томске и набрать туда не только взрослые группы, но и детские. Для этого ей нужно получить официальный сертификат преподавателя Школы Согэцу, зарегистрированного в Японии, который позволяет уже не только учить людей искусству икебаны, но и официально присваивать им ступени квалификации.
Кстати, выставка в ботаническом саду сегодня работает последний день. Так что у томичей еще есть возможность заглянуть цветам «в глаза». Экспозиция открыта с 9 до 18 часов.