«Мы как скот загнаны в тесную холодную повозку» — честный рассказ о выживании в томских маршрутках
Жительница Томска в красках рассказала, через что ей и другим томичам приходится проходить каждое утро, пытаясь доехать до работы на общественном транспорте
Проблема с общественным транспортом в Томске сохраняется много лет. Меняются схемы движения, появились банковские терминалы, некоторые перевозчики покупают новые большие машины, растет цена за проезд, но глобально ничего не изменилось. Томичи регулярно жалуются на то, как на некоторых маршрутах они ждут автобусы по полчаса, а потом буквально впихивают себя в переполненные салоны.
Так проходит каждое утро в будни у томички Анастасии. Девушка увидела новости о просьбах перевозчиков повысить тарифы на проезд и рассказала порталу vtomske.ru, с чем она сталкивается каждое утро, пытаясь добраться до работы. Далее — история от первого лица.
Каждое утро в начале восьмого я выхожу на остановку «Мичурина» (Иркутский тракт). Если, подойдя к остановке, я вижу на ней много людей, понимаю — нужно готовиться к борьбе. Эта борьба становится уже нашим ежедневным обрядом. Тысячи людей, таких же как я, не могут уехать по 20, 30, 40 минут. Нам говорят: нет автобусов, нет водителей. Но если есть и первое, и второе, то нет свободного места.
В 2020 году я ездила до работы на автобусах №20. С трудом, но без пересадок и всегда с мыслями: «Надо выходить пораньше», «Сама виновата». Время шло, ситуация ухудшалась. Я стала выходить раньше и снова ждать автобус, который приходит с двадцатиминутным опозданием. Снова была зажатой между чужими людьми в тесном и некомфортном транспорте, который уже тогда, шесть лет назад, не отвечал правилам безопасности. Был одинаково грязным как снаружи, так и внутри. Не проходил необходимые санитарные обработки во время пандемии, не имел возможности перевозить маломобильных людей, не был БЕЗОПАСНЫМ.
Сейчас я не жду автобус №20, я втискиваюсь в ЛЮБОЙ, который подъезжает к моей остановке и который способен закрыть дверь после того, как самые везучие вошли внутрь. Как и многие другие, я доезжаю до остановки «Переулок 1905 года» и пересаживаюсь на остановке «Речной вокзал» на любой другой маршрут, стараясь успеть на работу. К сожалению, из-за морозов, снегопада, дождя, ветра и еще ряда других «не зависящих от нас причин» я часто опаздываю.
Но страшнее всего в этой ситуации для меня — напряжение, которое вынуждены испытывать тысячи томичей ранним утром, еще не доехав до своей работы.
Анастасия периодически документирует ситуацию на остановках по утрам
Существует ли предел пассивного издевательства над людьми? Или в нашей культуре ждать точку невозврата действительно норма? Когда бездействие и безразличие приведет к печальным последствиям, которые заставят принять меры, кои можно принять уже сейчас? Как достучаться до тех, в чьи обязанности входит решать и контролировать жизненно важные вопросы городской среды — общественный транспорт?
Я не наблюдаю за всем этим со стороны, а участвую в этом ежедневно, с понедельника по пятницу, и вижу, как ситуация в городе выходит из-под контроля. Как легко нарушаются рамки и границы приличного и морального, из-за чего мне хочется кричать и требовать внимания к этой проблеме.
Я действительно хочу кричать, так сильно, насколько это возможно, насколько хватит объема моих легких или правового поля, в котором это легально. Общественный транспорт в Томске небезопасен!!!
Это все видят и знают, но с этим ничего не могут сделать? Ситуация обострилась настолько, что в автобусах у людей начинаются панические атаки. Из-за давки мы становимся друг для друга опасными. Как и многие другие, в переполненном транспорте с людьми, находящимися в стрессе из-за работы, учебы, службы, и еще бог знает чего, мы кричим друг на друга, на водителя, на людей, отказывающихся пододвинуться «ну еще чуть-чуть». Без уважения, бессовестно и порой грубо, используя все прелести ненормативной лексики и без оглядки на то, что эта ситуация — не наша вина!
— Мужчина, не надо на меня ложиться!
— Уберите свой локоть!
— Женщина, что вы толкаетесь?
— Куда я пододвинусь, вы же видите, нет места!
— А что я сделаю? Хотите, сами туда проходите!
— Не надо толкаться, сейчас я вас выпущу!
— Передайте, пожалуйста, один, на 1905-м, вторая дверь!
— Поднимитесь еще чуть-чуть, всем ехать надо!
— На следующей не выходите? Давайте тогда меняться.
— Ну, пройдите в середину, там же есть место!
— Молодой человек, рюкзак в автобусе снимать нужно!
Как сельди в бочке — самое подходящее описание для общественного транспорта по утрам и вечерам
Почему никто не говорит, что положение, в котором порой приходится ездить взрослым уважаемым людям, пенсионерам, студентам, детям, — это унижение человеческого достоинства?
Неважно, сколько нам лет. Неважно, кем мы работаем или учимся, воспитываем детей в детском саду или читаем лекции о международном праве. Разве важно — пишем ли мы код, рисуем обложки для книг, фотографируем на паспорт, или отпускаем товар на кассе в «Спаре», разгружаем уголь или печем хлеб? Мы все как скот загнаны в тесную холодную повозку, которая везет нас, будто мы мешки с картошкой или результат работы лесорубов.
Почему общественный транспорт, основное средство передвижения по городу для тысяч томичей, становится опасным для жизни, ядовитым, источающим ненависть и озлобленность? Мы рискуем упасть под колеса на заполированных до зеркального состояния карманах остановочных пунктов. Пожилые люди вынуждены заползать на высокие ступени злосчастных ПАЗиков, стараясь сделать это как можно скорее, ведь вот-вот автобус тронется. Дети боятся зайти в транспорт, потому что их, маленьких и слабых, всегда опередит кто-то покрупнее.
Стоять на последней и предпоследней ступеньке давно стало нормой в часы пик
Люди бегут к подъезжающей маршрутке, чтобы оказаться в числе счастливчиков, которые каким-то чудесным образом влезут в нее. Люди стоят несколько остановок на носочках, стараясь держать равновесие, иначе дверь не закроется и тогда «никто никуда не поедет!»
Общественный транспорт превратился в нашем городе в «Голодные игры», где каждый желает быть первым. Первым в ржавом автобусе, где нет отопления, а в окнах лишь пестрая реклама либо холодный, заледенелый рисунок. Мы хотим быть первыми в автобусах, где руки прилипают к поручням из-за многолетней грязи, где нет ремней безопасности, но есть водители, стремящиеся обогнать друг друга и самого Михаэля Шумахера, отдавая в этот момент сдачу со ста рублей.
Та малая горстка новых больших автобусов воспринимается томичами как глоток свежего воздуха и надежда на будущее улучшение всей транспортной сети ровно до тех пор, пока очередная новость о скором повышении стоимости проезда не огорошивает и не пробуждает внутри обиду, злость и искреннее недовольство.
Состояние некоторых автобусов оставляет желать лучшего
Я тот человек, который 20 минут ждет свой автобус в −30°С в 7 утра каждый день и просто не может достучаться, докричаться, донести до далеких от народа людей, что это неправильно, что так быть не должно. Вместе с ростом цены должна расти и ответственность. Должен расти комфорт, тепло в салоне и качество вождения.
Я требую помыть салоны автобусов!
Я требую установить во все автобусы валидаторы и ввести единое правило оплаты проезда при входе!
Я требую подключить все маршруты и каждую единицу к системе GPS! И убрать с карт призраков несуществующих машин.
Я прошу городские власти разработать принципиально новую транспортную схему, учитывая, что в городе существенно выросло количество новых районов.
Нам не нужно перекрашивать автобусы в новый единый стиль, нам просто нужны новые автобусы, вместительные, низкополые, теплые зимой и прохладные летом. Способные довезти нас безопасно от пункта «А» в пункт «Б», без рекламы на окнах или бабушкиных занавесок.
Наконец, прошу всех пассажиров сохранять спокойствие и то уважение, которое у нас с вами еще осталось. Мы живем в цивилизованном обществе. Ровно до той поры, пока не сталкиваемся друг с другом в переполненном автобусе.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора