6 октября, понедельник
0°$ 81,90
Прочтений: 17027

«Тяжелее всего придется пенсионерам и малоимущим семьям». Как повышение НДС отразится на обычных людях?

Подробно разбираем, почему повышение ставки налога на добавленную стоимость коснется каждого

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Россию ждет очередной виток роста налогов. Минфин предложил с 2026 года поднять базовую ставку НДС с 20 до 22%. Вместе с этим планируется снизить порог дохода для освобо­ждения бизнеса на УСН от НДС с 60 до 10 миллионов рублей в год. И хоть для социально значимых товаров (продукты питания, лекарства, товары для детей и другое) ставка налога на добавленную стоимость сохранится на текущем льготном уровне в 10%, рост базовой ставки в любом случае приведет к росту цен на товары и услуги, включая продукты.

Портал vtomske.ru рассказывает подробнее, что может ждать россиян в следующем году.

Про НДС

НДС — это косвенный налог на потребление. Он включен в цену почти всех товаров и услуг и взимается на каждом этапе цепочки «производство → опт → розница». Экономически налог платит конечный покупатель, юридически — компании, которые начисляют и перечисляют его в бюджет. НДС — ключевой налог для российской казны. В 2024 году он обеспечил 37% доходов федерального бюджета.

Поскольку НДС всегда закладывается в стоимость товара или услуги, этот налог платит конечный потребитель. Допустим, вы купили холодильник на 50 тысяч рублей. Из этой суммы 10 тысяч рублей — это налог на добавленную стоимость.

Сейчас базовая ставка НДС в России 20%. И с января 2026-го почти со 100-процентной вероятностью она вырастет (закон об этом должна принять Госдума вместе с федеральным бюджетом на следующий год). Льготная ставка 10% распространяется на определенный перечень продукции, например, на продукты из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и другие. Также льготной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы. Льготную ставку не изменят, но это не значит, что цены на продукты не вырастут. Ниже объясним, почему.

Малый бизнес, чей доход в год не превышает 60 миллионов рублей, сейчас может рассчитывать на льготную ставку по упрощенной системе налогообложения в 6% или 15%. При УСН в 6% налогом облагается вся выручка, а при УСН 15% — разница между доходами и расходами.

И с нового года порог для вхождения в УСН может снизиться до 10 миллионов рублей в год.

Это не все. Поправки в Налоговый кодекс, внесенные в Госдуму, предлагают внесение изменений в патентную систему налогообложения (ПСН) для малого бизнеса, которой пользуются индивидуальные предприниматели, пишет РБК.

Согласно документу, из перечня видов деятельности, разрешенных для этого налогового режима, исключат стационарную розничную торговлю и грузовые автоперевозки. Поправки затронут примерно 507 тысяч мелких аптек и магазинов, а также 277 тысяч грузоперевозчиков. В группе риска также рестораны среднего формата, салоны красоты, автомойки и высокооплачиваемые IT-специалисты. Продолжить работу на патенте смогут предприниматели, которые занимаются розничной торговлей через нестационарные объекты либо стационарные объекты без торговых залов. Речь идет о лотках, сезонных развалах, фудтраках либо торговых точках внутри ТЦ без отдельного помещения для обслуживания покупателей.

Вдобавок правительство внесло в Госдуму законопроект об отмене льготы по НДС для операций, связанных с обслуживанием банковских карт, а также для процессинговых и эквайринговых услуг. Льгота была введена с 1 января 2006 года для стимулирования безналичных расчетов в стране.

«Нагрузка на людей с небольшими доходами вырастет сильнее, чем на более состоятельных»

— Скажем сразу: кабмин с подачи Минфина представил проект бюджета на 2026-2028 годы, в котором прописано повышение налогов для бизнеса. То есть решение об очередном раунде «завинчивания» налоговых «гаек» пока не окончательное. Правда, учитывая «дыру» в казне и в Фонде национального благосостояния (ФНБ), можно с уверенностью ждать, что народные избранники поддержат этот «налоговый» кнут. Как только он начнет выколачивать из компаний дополнительные взносы, ждите эффект в виде роста цен на товары и услуги. Иными словами, чтобы «свести концы с концами», свои выросшие расходы бизнес переложит на плечи обычных потребителей, — комментирует для vtomske.ru ситуацию директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская.

Эксперт подчеркивает, что надбавка к НДС повлияет на всех, кто ходит в магазин. Сильнее всего под удар попадут малообеспеченные граждане.

— Предположим, человек получает среднюю зарплату (103,2 тысячи рублей — Росстат), а тратит 80 тысяч рублей в месяц на товары и услуги. Половину этой суммы — с НДС — 40 тысяч рублей. В итоге в рублях НДС по ставке 20% — 8 тысяч рублей, что составляет 7,6% от его доходов. Малообеспеченный человек с минимальным доходом 22 440 руб. (МРОТ-2025) каждый месяц тратит на жизнь все заработанные деньги. Из них — 11,22 тысяч рублей на товары и услуги с НДС, то есть он раскошеливается на НДС в сумме 2 244 рубля или на 10% от его весьма скромных доходов. Следовательно, налоговая нагрузка у малообеспеченного человека (а им может быть пенсионер, мать-одиночка и другие) выше. Если налог повысится с 20% до 22%, то и нагрузка на людей с небольшими доходами вырастет сильнее, чем на более состоятельных. Соответственно, тяжелее всего придется пенсионерам и малоимущим семьям. Таким образом, сведется на нет индексация пенсий и пособий, — разъясняет Ирина Андриевская.

Рост НДС «довольно скоро приведет к повышению цен на товары», примерно в течение полугода или года, считает операционный директор «ATU Forwarding» (ООО «А2 Экспедирование») Никита Злобин.

— Традиционно реакция небольших и средних продавцов будет моментальной, а сетевые гиганты будут реагировать нежнее. Считаю, что резкого одномоментного скачка цен не будет. Благодаря тому, что на нашем рынке еще есть конкуренция, у крупного бизнеса достаточно ресурсов, чтобы смягчить для потребителей удар от повышения НДС. Они могут какое-то время покрывать расходы из своей прибыли, а цены поднимать постепенно, — говорит Злобин.

Юрист, руководитель TaxPower Николай Визер, наоборот, отмечает, что повышение «дойдет» до конечного потребителя практически сразу. Срок исчисляется днями, даже не неделями.

— Супермаркеты обновляют товар на полках несколько раз в неделю. Так что уже через несколько дней на полках окажется товар с новой налоговой ставкой, к этой же цене «подтянутся» и товарные остатки, — поясняет Визер.

Он согласен, что повышение налогов всегда сильнее бьет именно по малообеспеченными слоям населения. С НДС это ощущается особенно остро, поскольку он является «налогом на потребление».

— В себестоимость товара включаются не только сырье, зарплата и налоги. Существенное значение имеет аренда недвижимости и логистика, напрямую зависящая от цены на бензин. Таким образом, рост НДС обязательно ударит и по так называемой «льготной ценовой группе», так как ставки аренды и стоимость доставки также прибавят несколько процентных пунктов, — заключает Визер.

По словам Ирины Андриевской, многие россияне сейчас считают, что их не касается напрямую ни очередное повышение НДС, ни шестикратное снижение «порога» для уплаты налогов предпринимателей на «упрощенке». Эксперт привела пример:

— Допустим, ваш работодатель — компания из сегмента малого бизнеса с оборотом 50 миллионов рублей. В 2025 году фирма не платит НДС. По сути она оставляет в бизнесе пятую часть дохода и может потратить деньги на развитие дела, на создание новых рабочих мест, да и на повышение зарплаты действующим сотрудникам. С 1 января картина изменится. Все компании с оборотом выше 10 миллионов рублей обяжут платить НДС по ставке 22%, то есть их расходы сразу «подскочат» даже с учетом положенного налогового вычета. Вряд ли в этой ситуации сотрудникам стоит ждать индексации зарплат, не говоря уже о новых рабочих местах. Разве что директору придется теперь раскошелиться на штатного бухгалтера, который разбирается в деталях начисления, уплаты и вычета НДС. Но, к сожалению, возможен более драматичный сценарий: небольшую фирму «раздавит» налоговое бремя, а сотрудники окажутся на улице. Зато государству, которое соберет налоги, будет чем заплатить им пособие по безработице.

«Вообще непонятно, как малый бизнес это переживет»

Начальник управления налогообложения и внутреннего учета ББР Банка Дмитрий Балыгин считает, что малый бизнес, который в 2025 году имел возможность поддерживать относительно низкие цены благодаря освобождению от НДС, с 2026 года может быть вынужден пересмотреть свою ценовую политику, повысив цены как минимум на 5%.

— Вообще не понятно, как малый бизнес это переживет. Замена 6-процентной ставки УСН на 22% налога на прибыль должна вызвать рост цен в 1,5 раза. Не так уж много потребителей с этим согласятся. Так что значительная часть мелкого бизнеса либо закроется, либо уйдет в дробление, — полагает Николай Визер.

Такого же пессимистичного настроения придерживается Ирина Андриевская:

— Учитывая, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики ЦБ малый бизнес и так едва сводит «концы с концами», велик риск того, что часть предпринимателей не справятся с резко выросшими поборами — плюс 22% по НДС и плюс 15% по соцвзносам, что в сумме плюс 37%. Рост издержек — прямая дорога на «выход» из рынка для десятков тысяч микропредприятий.

Никита Злобин считает, что повышение НДС не будет решающим фактором в уходе малого бизнеса с рынка. В первую очередь ужесточится конкуренция за потребителя между компаниями.

С увеличением налоговой нагрузки столкнутся длинные производственные цепочки, где накоплен значительный входной НДС. Это удорожит производство, спровоцирует рост цен и замедление инвестиционной активности в строительно-девелоперском и машиностроительном секторах.

Рост базовой ставки повлияет и на услуги ЖКХ.

— Раньше многие управляющие компании не платили НДС, но теперь им придется это делать. Из-за этого они будут вынуждены включить этот налог в стоимость своих услуг, а значит, квартплата за содержание и ремонт дома вырастет. Если жители дома не утвердят новый размер платы на общем собрании, то его установит местная администрация по рекомендациям Минстроя, — поясняет Злобин.

Елена Уварова, основатель hrbusiness.ru и uvarovalab.ru, считает, что низкомаржинальный ретейл, логистика, общепит пострадают первыми: доходность упадет на 1-2 процентных пункта, вырастут затраты на импорт.

Николай Визер говорит, что отрасли с низкой маржинальностью, на уровне 1-5% не могут компенсировать рост налогов и иных затрат за счет снижения нормы прибыли, так как есть риск уйти в минус. Таким образом, они вынуждены будут добавить к цене на полках те самые 1-2%, на которые увеличится цена товара. Это повлечет снижение покупательской способности и снижение доходов.

НДС для онлайн-продаж иностранных товаров

Пока мы готовили этот материал, стало известно, что Минфин предложил ввести НДС для зарубежных товаров, которые продаются через площадки интернет-торговли.

Предполагается, что в 2027 году НДС установят на уровне 5% и будут поэтапно увеличивать: в 2028 году — до 10%, в 2029-м — до 15%, в 2030-м — до 20%. Уплачивать налог предстоит иностранным продавцам и российским маркетплейсам, реализующим продукцию из-за границы. Естественно, это будет заложено в конечную стоимость товара.

Кроме того, с 2026 года планируется снизить порог беспошлинной торговли на территории Евразийского экономического союза до 100 евро (сейчас 200 евро).