29 августа, пятница
+16°$ 80,29
Прочтений: 1198

На «Госуслугах» создадут реестр согласий на обработку персональных данных. Как это поможет в борьбе с мошенниками?

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Правительство готовит масштабный пакет инициатив по борьбе с кибермошенниками. Одним из ключевых элементов станет реестр согласий на обработку персональных данных на портале «Госуслуги», сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.

Документ включает около 20 мер и будет вынесен на общественное обсуждение уже в ближайшее время. Рассмотреть его в Госдуме планируется осенью 2025 года.

Что изменится на «Госуслугах»?

Главное новведение — централизованный реестр согласий на обработку персональных данных. С его помощью пользователи смогут контролировать, какие коммерческим организациям имеют доступ к их информации, и при необходимости отзывать разрешение. Новый сервис планируется внедрить не раньше 1 марта 2028 года.

По словам гендиректора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, возможен следующий сценарий: при обращении за услугами банков, операторов связи или цифровых платформ гражданин дает согласие на предоставление данных из профиля на «Госуслугах». В дальнейшем все выданные разрешения будут отображаться в едином окне, где их можно будет отозвать.

«Предполагаем, что новая система управления согласиями будет постепенно расширять этот механизм на новых участников, позволяя гражданам лучше понимать, что происходит с их персональными данными», — отметил эксперт.

Еще одна мера связана с безопасностью доступа к аккаунтам. Уже с 1 марта 2026 года восстановить учетную запись на портале можно будет не только через SMS, но и с помощью биометрии, банковских приложений, национального мессенджера или личного визита в МФЦ.

«В отличие от SMS, биометрию невозможно передать постороннему или выманить с помощью психологических манипуляций. Ее применение гарантирует, что доступ к аккаунту есть только у реального владельца. Важно, что помимо биометрии пользователям предлагается еще целый ряд инструментов восстановления доступа к личному кабинету», — пояснил директор департамента Центра биометрических технологий Дмитрий Соболев.

Сегодня «Госуслугами» пользуются более 100 миллионов россиян, из которых ежедневно заходят 14 миллионов. Всего доступно свыше 1,6 тысячи госуслуг, сообщил Дмитрий Григоренко на встрече с Владимиром Путиным 25 августа.

Кроме того, власти намерены ограничить количество банковских карт на одного человека — не более 10. Эта мера должна усложнить обналичивание похищенных средств через массово выпускаемые карты.

Ответственность за киберпреступления

Рост цифровизации усилил роль искусственного интеллекта в мошеннических схемах. По прогнозам, уже в 2026 году до 85% атак будут совершаться с применением ИИ, заявил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

В связи с этим в новом пакете предусмотрено ужесточение наказания: использование искусственного интеллекта при совершении мошенничества, кражи или вымогательства станет отягчающим обстоятельством. Минимальное наказание — штраф от 100 тысяч рублей, максимальное — лишение свободы на срок до шести лет.

«Введение ответственности должно помочь, с одной стороны, снизить долю таких преступлений, с другой стороны упростить доказательство для правоохранительных органов», — отметил Сергей Плуготаренко.

Также вводится обязательная блокировка любых фишинговых сайтов, а не только тех, что имитируют страницы банков. Пакет мер предполагает административную ответственность за незаконную добычу криптовалюты и штрафы для майнеров за сокрытие доходов.

Новые правила против телефонного мошенничества

Особое внимание уделено и защите от телефонных афер. С 1 сентября 2025 года все компании будут обязаны маркировать свои звонки и SMS, чтобы абонент сразу видел, кто ему звонит. Новым законопроектом предлагается ввести обязательную маркировку международных звонков и возможность их блокировки по выбору пользователя.

«Хотел бы обратиться к нашим гражданам, чтобы они понимали, что любой звонок с незнакомого номера — лучше перезвонить, сбросить этот номер, чтобы удостовериться, что это не мошенники», — подчеркнул Дмитрий Григоренко.

Кроме того, с 1 марта 2026 года операторы обязаны будут передавать сведения о подозрительных звонках в систему «Антифрод». Для анализа таких вызовов компании смогут применять искусственный интеллект.

По словам вице-президента «Ростелекома» Алексея Чугунова, предложенные меры «не только усложнят жизнь мошенникам, но и вернут гражданам контроль над их цифровой безопасностью».