23 ноября, суббота
-7°$ 102,58
Прочтений: 6888

Сдал автохлам — вставай в очередь (фото)

Фото: Сергей Осипов

Этой весной в России стартовала федеральная программа по утилизации старых автомобилей. И стартовала она настолько бодро, что специалисты были вынуждены признать: заявленный срок окончания действия проекта — 1 ноября — придется корректировать в сторону уменьшения.

Напомним, в рамках программы владельцы машин, выпущенных не позднее 1999 года, могут сдать их в один из утвержденных Минпромторгом дилерских центров, выбрать желаемую марку и модель новой машины, а взамен получить свидетельство, подтверждающее, что старое авто отправлено на переработку. После этого счастливый автолюбитель получает возможность забрать свой новый автомобиль со скидкой в 50 тысяч рублей, заплатив при этом сбор за утилизацию в три тысячи.

К слову, программа сама по себе не нова. Практика поощрения автолюбителей, решивших с помощью государства обновить свое транспортное средство, на протяжении многих лет действует во многих странах Европы и в Америке. Причем, действует она на постоянной основе, а не в порядке эксперимента. У нас же утилизационная программа, как и любой проект в масштабах страны, явила собой продукт, требующий значительного усовершенствования.

Ситуацию вокруг утилизации хорошо характеризует слово «ажиотаж». Причем, к этому ажиотажу оказались не готовы, в первую очередь, российские автогиганты. АвтоВАЗ, еще зимой жаловавшийся на огромное количество невостребованных машин, вдруг оказался не способен обеспечить необходимый объем поставок. В итоге очереди на утилизационные автомобили с берегов Волги растут, как снежный ком. В том числе и в Томске.

— Согласно последним данным в Томске подано около 1 600 заявок на утилизацию автомобилей, — рассказывает специалист областного департамента потребительского рынка Александр Герб. — При этом «на руки» томичи получили уже порядка 260 новых автомобилей. Судить о том, сколько всего машин будет реализовано до конца срока действия программы, тяжело, поскольку большая часть свидетельств (всего по стране их будет выдано 200 тысяч — прим. авт.) уже реализована и, соответственно, сроки работы программы могут быть изменены. Мы рассчитываем , что успеем завершить работу по 800 автомобилям.

При этом, отметил Александр Герб, наибольшей популярностью у участников проекта пользуются отечественные автомобили, из-за чего и возникает главная проблема — проблема очередей.

— Понятно, что дешевая вазовская «классика» — продукт наиболее привлекательный для относительно небогатых людей. Томичи заказывают «пятерки», «семерки» и встают в длинную очередь. Сегодня у дилеров машины выбраны вплоть до июля. Обидно за людей, которые, сдав старые автомобили еще в марте-апреле, до сих пор ждут поставок с завода, — сокрушается представитель ведомства.

Именно долгое ожидание и связанное с ним недовольство участников заставило руководство области вместе с дилерами придумать следующее «ноу-хау»: вазовские дилеры при приеме заявлений на утилизацию не забирают у хозяев старые машины, как того требуют правила программы, а позволяют автолюбителям коротать недели и месяцы ожидания «на колесах», пускай и старых. Нужно признать, что это весьма разумное решение в условиях дачно-огородного сезона.

Александр Герб также поспешил успокоить томичей, которые в ожидании прибытия своей машины с заводского конвейера, наверняка, обращали внимание на появляющиеся в СМИ сообщения о росте цен на продукцию АвтоВАЗа.

— Волноваться не стоит. Цены на автомобили, производимые «под программу», заморожены и меняться не должны. Подорожание касается лишь тех машин, которые поступают в торговые сети. За этим внимательно следит Минпромторг, на их сайте есть рекомендованные цены на конкретные модели, и мы призываем всех, кто столкнулся с превышением этих цен в дилерских центрах, обращаться на этот сайт.

Наверное, именно туда и стоит обратиться, например, Дмитрию, владельцу древней BMW, решившего поменять ее на новую машину.

— Долго думал, участвовать в программе или нет. Машине, пусть она и ухоженная, скоро 30 лет «стукнет», запчасти не найдешь. Вот и решил обновить «автогардероб», — рассказывает Дмитрий. — Проехался по дилерским центрам и в итоге остановил выбор на «Приоре». Готовился уже доверенность выписывать, но оказалось, что в наличии только люксовая комплектация, а обычную, которая мне «по деньгам», ждать полтора месяца. В общем, плюнул я на эту программу. Выставил «старушку» на продажу, получаю кредит и покупаю машину с рук. Подержанного «японца».

С вышеописанными проблемами сталкиваются лишь те томичи, которые выбрали в качестве замены своему авто продукцию ВАЗа. У других дилеров программа утилизации проходит куда как спокойнее.

Так, томичка Мария решила, что утилизация — хороший повод для покупки более престижного авто.

— По наследству мне достался дряхлый «жигуленок». Ездить было уже невозможно — рассыпался на ходу. Чинить тоже смысла нет. Перспектив продажи — ноль, красная цена ему — десять тысяч. Программа позволила мне получить неплохую скидку на новый внедорожник производства ТагАЗ. Объехала все дилерские центры: где-то машин нет в наличии, где-то цена не очень привлекательная, у того же ТагАЗа некоторые модели из списка Минпромторга и вовсе сняты с производства. В общем, решила не тянуть и выбрать из того, что есть, и осталась довольна. Порадовало то, что вся «бумажная» работа организована очень четко: привезла старую, оформила все документы и уже через пару дней забрала новую машину.

Если бы Мария видела, что делают с «автохламом» на площадке утилизации, возможно, она и сжалилась бы над своим автоветераном. С машинами здесь не церемонятся — разбирают с помощью «болгарки», лома и кувалды.

— Это чтобы потом не говорили, что мы тут запчастями налево торгуем, — подчеркивает начальник производственного отдела компании «Втормет» Игорь Майстер. — За день утилизируем до десяти машин, а всего за время работы программы разобрали порядка пяти сотен старых автомобилей. При этом большая часть узлов идет на переработку. Сдаем аккумуляторы, технические жидкости сливаем, шины уходят на производство тротуарного покрытия. Сдать куда-нибудь налево номерные агрегаты вообще невозможно, ведь ГИБДД снимает их с учета «вслепую», без сверки. То есть если потом где-нибудь этот мотор, кузов или рама всплывет — отвечать нам.

— При этом мы на свой страх и риск идем навстречу дилерам и, в конечном счете, клиентам, принимая в утилизацию некомплектные машины, — продолжает Игорь. — Где-то стекла не хватает, где-то — сиденья, бывает, стойка боковая замята. По инструкции — это уже некомплект, но мы берем, потому что, в принципе, это несущественно, а людям неплохая прибавка к деньгам на новую машину.

Начальник производственного отдела компании «Втормет» отмечает, что томичи не слишком охотно расстаются с иномарками.

— Процентов 95 машин «на переработку» — советского или российского производства. Больше всего «жигулей» и «москвичей», но попадаются и «волги», уазики. Бывает, люди, привозят абсолютно исправные, еще советского выпуска, машины — вот их жалко, ездили бы еще и ездили. А по иномаркам: есть пара «ниссанов», «тойот» и даже несколько корейских «дэу», но «японцев» люди стараются как можно дольше держать в «живом» состоянии.

Именно в интересах тех автовладельцев, кто предпочитает гараж дилерскому центру, работают люди, по бизнесу которых программа утилизации могла больно ударить. Речь о продавцах запчастей б\у или попросту авторазборщиках. Данное предположение поспешил развеять, выбравшись из-за несметных гор «железа» на авторынке по проспекту Мира, бойкий торговец «черметом» Сашка.

— Мне эта программа вообще безразлична. Наш автопром столько «дров» наделал, что мне до конца жизни их не разобрать. Ну, отвозят люди машину под пресс, ну и что? Купят новую, а она у них через месяц сыпаться начнет, ко мне за дешевыми запчастями и придут. К тому же, у них там машины только в полном комплекте принимают, а к нам тащат и битые, и разобранные совсем, и отдельно агрегаты. Так что у нас все есть и все будет. Вот если бы на площадках этот утиль не уничтожали, а разбирали аккуратно и потом запчастями торговали, как в Америке, тогда бы нам, разборщикам, конечно, трудно бы пришлось. А так — побоку!

Думается, что каждый из тех, кто причастен к программе утилизации, сможет найти в ней и положительные, и отрицательные моменты. Лично мне кажется, что проект этот достоин продолжения. Нужно только учесть и «вылечить» недоработки программы, выявленные в дебютный год. По крайней мере, сворачивать ее совсем — глупо, учитывая тот факт, что едва ли не половина автопарка страны составляют автомобили старше десяти лет. Потенциальный автохлам.