«Не нужно есть там, где грязно». Санврачи рассказали, на что жалуются посетители томских кафе
Жалобы на заведения общепита ежегодно увеличивается в летнее время года, говорят специалисты томского управления Роспотребнадзора. Чаще всего томичи сообщают о «посторонних включениях» в блюдах, насекомых на территории. Санврачи призывают аккуратно выбирать точку общепита и вовремя обращаться за медицинской помощью.
«За истекший период 2025 года в управление Роспотребнадзора поступило более 255 обращений граждан, которые содержали информацию о признаках нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при оказании услуг общепита. Какие это нарушения? Самое первое — это несоблюдение срока годности продукта, если говорить про магазины. Что касается общепита, это различные посторонние включения в суши, салаты. Это иногда даже тараканы. Это необустроенность близлежащей территории, особенно это касается маленьких объектов (например, ларьков по продаже шаурмы): что там крысы по территории бегают, мусор неправильно собирают», — рассказала журналистам руководитель управления Ольга Пичугина.
С начала года Роспотребнадзор провел девять эпидрасследований, пять из них были в заведениях общепита. Работа одного предприятия была временно остановлена.
Ежегодно от граждан поступает примерно одинаковое количество обращений.
«Качество жалоб растет. Люди тоже обучаются. Они следят за ценовой категорией, за ценниками, следят за тем — что указано на ценнике и что пробивается на кассе. Смотрят на сроки годности салатов, смотрят на маркировку. Участились жалобы на посторонние включения в салатах, суши и на насекомых», — добавила Пичугина.
По ее словам, массовые мероприятия, где есть еда, это всегда риск вспышки отравлений. Часто продавцы выкладывают свои товары на прилавок без холодильника, что является нарушением.
«У нас есть прекрасные места общепита, которые соблюдают или стараются соблюдать все необходимые санитарные требования. Но бывают такие жалобы: «Мы зашли, а там грязно все, пыль не протирается, столы грязные, но мы там заказали». Если вы заходите и видите, что априори в заведении грязно, что официант ходит в грязной одежде, но заказываете еду — что вы ожидаете? Если люди туда не будут ходить, то такой объект закроется сам. Нужно тщательнее относиться к своему здоровью и себе», — отметила руководитель Роспотребнадзора.
Напомним, с 2015 года в России общепит практически не подлежал плановому выездному контролю. Это связано с тем, что сначала ввели мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, потом наступили «ковидные каникулы», а в марте 2022 года вышло постановление правительства №336. Оно установило ограниченный перечень оснований, по которым органы госконтроля могут проводить внеплановые надзорные мероприятия, в том числе внеплановые проверки. Без серьезного основания санврачи могут провести «разъяснительно-профилактическую работу» на предприятиях общепита. При этом специалисты не смогут зайти в сами цеха, а также проверить документы.
Председатель Ассоциации рестораторов Томской области Олеся Алексикова отмечает, что предприниматели стараются соблюдать все нормы. После прошлого года, когда летом в Томске было несколько временных закрытий заведений из-за нарушений, кафе и рестораны начали внимательнее относиться ко многим вещам. Чаще всего, по ее словам, ошибки допускают новые заведения общепита, так как персонал может быть новый, без опыта.