Ситуация близка к катастрофе: томский бизнес и ЦБ обсудили, что происходит с экономикой
Насколько все плохо в российской экономике? Эксперты опасаются стагфляции и заговорили о рецессии
В ноябре в Томске прошла коммуникационная сессия по денежно-кредитной политике Банка России. Представители регулятора рассказали предпринимателям о причинах повышения ключевой ставки до 21% и какие цели преследует Центробанк. Бизнес же смог задать вопросы ЦБ.
Журналист vtomske.ru побывал на встрече и узнал, в каком настроении сегодня пребывает бизнес-сообщество Томской области.
«Высокая инфляция сигнализирует о перегреве экономики»
Банк России проводит коммуникационные сессии с бизнесом в каждом регионе. Цель таких мероприятий — разъяснить решения ЦБ по ключевой ставке и узнать мнение бизнеса о денежно-кредитной политике, его ценовые ожидания и возможности, которые он видит по адаптации к новым экономическим условиям.
Начальник Сибирского главного управления Банка России Николай Морев рассказал предпринимателям, что цель Банка России — достичь инфляции вблизи 4% в год. Чтобы инфляция вернулась к цели, регулятор проводит жесткую денежно-кредитную политику (ДКП).
— Мы не можем согласиться на высокую инфляцию. На наш взгляд, это неприемлемо и для бизнеса, потому что значимо растут издержки, сокращается горизонт планирования, уменьшаются возможности развития, — отметил в своем выступлении Николай Морев.
По его словам, «дополнительное давление на инфляцию» окажут увеличение утильсбора на автомобили (оно планируется в несколько этапов), планы по повышению тарифов ЖКХ в 2025 году и рост тарифов на перевозки железнодорожным транспортом на более высокий процент, чем планировалось ранее.
— Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания бизнеса росли в октябре. Если бизнес и население ждут, что дальше цены будут существенно выше, они берут кредиты, наращивают покупки вместо сбережений и ничто не препятствует ценам ускоренно расти и дальше. Повышенные инфляционные ожидания провоцируют дальнейший рост цен. Высокая инфляция повышает издержки производства для всех компаний. <...> Сейчас спрос растет быстрее, чем позволяют возможности экономики. Банк России проводит контрциклическую политику, то есть подстраивает спрос под возможности экономики путем создания соответствующих денежно-кредитных условий. Мягкие условия дают дешевые деньги и стимулируют спрос, жесткие же повышают стоимость денег, сдерживают избыточный спрос и стимулируют сбережения, — пояснил представитель Центробанка.
Он подчеркнул, что высокая инфляция «сигнализирует о перегреве экономики».
Инвестиции все больше осуществляются за счет собственных средств компаний, накопленных за последние годы. В то же время рост цен на оборудование снижает возможности предприятий, в первую очередь — по повышению производительности труда. Дефицит кадров серьезно ограничивает наращивание производства.
ЦБ: в Томской области рекордный дефицит кадров за всю историю
— Потребительская активность увеличилась, ее поддерживает рост зарплат. Увеличение оплаты труда позволяет людям наращивать потребление. Конечно, сберегательная активность сдерживает рост потребления, но пока недостаточно — добавил Морев.
Заканчивая свое выступление Николай Морев отметил, что без повышения ключевой ставки, которое началось прошлой осенью, текущая инфляция была бы гораздо выше.
— Мы допускаем возможность повышение ставки и 20 декабря, но это не предопределено, — резюмировал он.
«Никто не понимает, что будет завтра»
Не все предприниматели представляют, что их ждет в следующем году, а значит, невозможно строить планы на перспективу. Некоторые же вовсе заявляют, что ситуация близка к катастрофе.
Первый прозвучавший вопрос — за счет каких мероприятий Банк России собирается в 2025 году достигнуть инфляции в два раза ниже, чем в этом году?
Основной инструмент — ключевая ставка. Политика регулятора направлена на охлаждение спроса, ответил Николай Морев. По его словам, решения по повышению ключевой ставки влияют на инфляцию не сразу, а «через определенный лаг». Она составляет 3-6 кварталов.
— Этот накопленный эффект начнет действовать именно в следующем году, — сказал Морев.
Новое повышение ключевой ставки, по словам представителя ЦБ, произошло из-за новых проинфляционных факторов — повышение утильсбора и планы по его дальнейшему повышению, планы по индексации тарифов ЖКХ и запланированное повышение тарифов РЖД.
— Это проинфляционные факторы, которые необходимо было на ранней стадии купировать, — добавил Николай Морев.
Текущая ситуация в экономике беспокоит строительный бизнес. Они столкнулись с отменой льготной ипотеки под 8% и высокими ставками. Ипотека стала менее доступной для широкого круга потребителей, соответственно, жилье покупают меньше.
— По сельской ипотеке было все очень неопределенно в этом году. Как в этой ситуации выжить нам, пока непонятно. С учетом того, что многие вещи, обещанные правительством, по факту не выполнены. Самый большой вопрос — о выполнении лимитов по адресным льготным программам. <...> Мы проводили срез социальный, сегодня в очень большой тревоге граждане живут, никто не понимает, что будет завтра, — высказался гендиректор ООО «Управляющая компания ТИСК» Александр Беляев. Компания занимается строительством микрорайона Заповедный.
Тревожные настроения и у копыловского кирпичного завода.
— Общались с нашим партнером-застройщиком из Новосибирска, обсуждали рабочие планы на 2025 год. Честно скажу, коллеги видят только первый квартал: они заканчивают объекты, которые у них уже оформлены, и они могут сказать объемы только по первому кварталу. Что будет дальше — не говорит никто. <...> В нашем регионе строительная отрасль не догоняет темпов, которые необходимы. Объемы по семейной ипотеке, как и по сельской, сокращаются, не выдаются. Будет ли это возвращаться к прежним показателям? Мы понимаем, что продержимся в течение полугода, а дальше — вопрос. Это либо остановка предприятий, либо сокращение производительности, сокращение рабочих мест. Потом мы этих работников уже не соберем, — сказала представитель предприятия.
Безадресная льготная ипотечная программа (господдержка 8%) была введена в России в 2020 году, когда началась пандемия, чтобы поддержать строительный рынок. Данная программа планировалась как временная мера, однако ее несколько раз продлевали вплоть до лета 2024 года. Это продление привело к увеличению спроса, который перегрел рынок жилищного строительства. Крайне мало вероятно, что правительство вернет подобную льготную программу, максимум, что останется — это адресная льготная ипотека, как семейная, сельская или IT-ипотека.
— Сейчас у бюджета очень много задач в современных условиях, в том числе по поддержке других отраслей, не только строителей. <...> Поддерживать всех просто невозможно. Правительство будет определять, какие отрасли и в каком объеме поддерживать, — заявил представитель ЦБ.
Слова Николая Морева подтверждает недавнее выступление министра финансов Антона Силуанова. 26 ноября на пленарном заседании IX Международного форума Финансового университета «Новая экономическая политика 2.0: от адаптации к рывку» он сказал, что «бюджетный импульс» в последние три года составил порядка 10% ВВП, в дальнейшем такая бюджетная политика продолжаться не может.
— В предыдущие годы бюджет занимался стимулированием, когда действительно была необходима подпитка экономики. Когда мы проживали пандемию и, по сути, ограничивали работу предприятий, нужна была точечная поддержка людей — все это реализовывалось из бюджета. Когда были введены санкции, когда мы работаем в сложнейших условиях внешних, поддержка требовалась предприятиям, и она также осуществлялась за счет бюджета. <...> Государство не может постоянно увеличивать дефициты и через бюджет перераспределять забираемые ресурсы, будь то налоги или другие источники. Это невозможно, потому что самый устойчивый рост осуществляется за счет частного сектора», — сказал Силуанов.
При снижении ключевой ставки, кредиты не подешевеют
В ходе дискуссии с бизнесом начальник Сибирского главного управления Банка России озвучил интересную мысль — ставки по кредитам не снизятся, если ЦБ уменьшит размер ключевой ставки, ведь банки также смотрят и на размер инфляции.
— Многие думают, что если Банк России снизит ключевую ставку, а уровень инфляции останется высокий, то кредиты бизнесу тоже в цене упадут. Нет. Банки смотрят не только на уровень ключевой ставки, но и на уровень прогнозируемой инфляции. Даже при снижении ставки ни один банк не выдаст дешевый кредит при высокой инфляции, потому что он просчитывает период этого кредита, и насколько деньги могут обесцениться. Даже если мы снизим ключевую ставку, дешевых кредитов сейчас не будет, — пояснил Николай Морев.
Он отметил, что при высокой инфляции снижать ключевую ставку невозможно, потому что это приведет к раскручивающейся инфляционной спирали. Примеров множество, один из последних — Турция, где инфляция с 11% скаканула до 70%. Там ключевая ставка была снижена в тот момент, когда инфляция превысила 10%. Чтобы такого же не произошло, необходима жесткая ДКП.
«Мы должны понимать, что источником инфляции является наше СВО и ВПК»
Представитель компании «Сибирское зерно» (занимается выращиванием зернобобовых культур) заявил о ситуации, близкой к катастрофической.
— Мне очень хотелось бы понимать, что Центробанк сам понимает, что он делает. Это серьезная надежда, потому что я этого не понимаю. Мы (предприниматели) не понимаем, кто при таких ставках сегодня увеличивает кредиты. Вы не рассматривали вопрос, что увеличение кредитов является тем показателям, что предприятиям деваться просто некуда, у них уже нет собственных средств, и для выживания они увеличивают объем кредитной массы? С такой ставкой реальный сектор экономики просто не может жить, — сказал Сергей Иванов.
Он отметил, что в сельском хозяйстве есть два производственных пика — весна и осень. Данная отрасль не может обходиться без кредитов.
— Без привлечения банков мы не можем. На сегодня мы все инвестиции остановили, кредитные программы уменьшаем, мы выхолащиваем наше производство. Если у предприятий появляется какая-то свободная копейка, они кладут ее на депозит. Предприятия не могут вложиться в развитие, в свое производство, потому что этих денег не хватает. <...> Мы должны понимать, я думаю, ЦБ это понимает, и это есть, наверное, в каких-то кулуарах, что источником инфляции на сегодня является наше СВО и ВПК. Я понимаю, что государство не может не тратить на это деньги, но, наверное, Центробанку нужно было думать, как стерилизовать эти деньги, а не давить на предприятия, уменьшая их производство. Может быть, я в макроэкономике ничего не понимаю, но производство... для нас это близко к катастрофе, — добавил Иванов.
Морев ответил бизнесмену, что политика Центробанка точно не направлена на обескровливание предприятий. Он вновь повторил мысль, что издержки у многих компаний растут из-за высокой инфляции. И чтобы издержки упали, необходима жесткая денежно-кредитная политика.
— Когда мы увидим поступательный тренд в сторону снижения инфляции, ключевая ставка безусловно будет снижаться, но пока это время не наступило. <...> Если инфляция будет раскручиваться, издержки предприятий вырастут на такую величину, проценты по кредитам будут такие, что это станет губительным для компаний, — заявил Николай Морев.
«В бюджете нет такого количества денег, чтобы все программы субсидировать»
Компания «НПФ Мехатроника-Про» посетовала, что она не выдерживает конкуренции с Китаем.
— Мы относимся к той самой поддерживаемой отрасли — производство электроники. Всю прибыль, которую мы получаем, мы старательно и упорно много лет направляем на инвестиционные цели. Последние изменения ключевой ставки привели к тому, что все наши инвестиционные программы останавливаются. Благодаря снятию ввозных пошлин + повышение ставки, мы не выдерживаем конкуренции с китайцами, — сказала представитель компании.
Предприниматель поинтересовалась, возможно ли сохранить низкие проценты по ставкам «хотя бы на кредиты по инвестиционным целям»?
— Что такое инвестиционный кредит? Стоимость денег рыночную и льготную кто-то должен компенсировать. Это делает правительство. В бюджете нет такого количества денег, чтобы все программы субсидировать. И льготное финансирование, поддержка государства тоже влияют на инфляцию. Денежную массу формируют средства, поступающие по двум каналам: бюджетный и кредитный. Эти два канала увеличивают денежную массу до того уровня, чтобы спрос и предложения были в равновесии. Если по какому-то каналу есть перекос по поступлению средств, по другому каналу этот поток необходимо сжимать. Сейчас мы сжимаем кредитный канал, потому что по бюджетному каналу идет значимое поступление средств. Это необходимо. Предложение должно догнать спрос», — пояснил Николай Морев.
Еще один «голос из зала» поднял проблему экспорта, точнее с платежами.
— Есть проблемы с платежами с другими странами. По Китаю в последние месяцы снизилась напряженность, но по СНГ и Евразийскому союзу — очень все плохо. Турция нас не спасает, почти все банки Узбекистана отказываются с нами работать, Казахстан почти все уже не работают с нами, банки Киргизии — через одного. По Армении еще удается проводить платежи, — посетовала предприниматель.
Представители Банка России ответили на высказывание сдержано: банки других стран опасаются работать с Россией из-за вторичных санкций. Тема чувствительная, но ЦБ «по ней работает».
***
Настроение у бизнеса сегодня напряженное. Многие не знают, сколько еще смогут продержаться. Один из участников встречи отметил, что все бизнес-процессы нужно перестраивать, отталкиваясь от жесткой денежно-кредитной политики, хотя сам он думал, что продлится она недолго.
ЦБ же уверен, что взял верный курс.
— Мы добиваемся, чтобы у нас была стабильно низкая инфляция. Мы приложим все усилия, чтобы выполнить эту задачу. Мы уверены, что мы на правильном пути. Мы уверены, что добьемся своей цели, и инфляция в 4% — это цель, которую мы достигнем в 2026 году, — резюмировал Николай Морев.
В ожидании стагфляции и рецессии
До заседания совета директоров Банка России остается меньше двух недель. Рынок ожидает, что регулятор поднимет ставку, хотя 4 декабря глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что это не предопределено.
Инфляция же не думает замедлятья: с 26 ноября по 2 декабря она разогналась до 0,5% после 0,36% неделей ранее. Из данных за конец ноября-начало декабря этого и прошлых годов следует, что на 2 декабря годовая инфляция в России ускорилась с 8,66% до 9,01%, если ее высчитывать из недельной динамики.
Ряд экономистов говорят, что Россия в 2025 году может столкнуться со стагфляцией. Это экономический феномен, когда одновременно наблюдаются экономический застой (стагнация) и высокая инфляция. Недавно об опасности стагфляции заговорил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, российская экономика демонстрирует признаки замедления.
— Ситуация сложная. Целый ряд заемщиков будет в сложной ситуации, банки будут в сложной ситуации. Все зависит от продолжительности разрыва между реальной инфляцией и ставками на рынке. Такого положительного спреда не было никогда, мы так долго существовать не можем. Мы видим сейчас существенные сигналы замедления экономики, — сказал Греф (цитата по РБК).
Глава Сбербанка отметил, что на остальных рынках отмечается «резкое давление на темпы ввода [жилья] и объемы инвестиций». Греф считает важным, чтобы и правительство, и Центробанк «отвечали за то, чтобы не перегнуть ситуацию».
— Потом возвращать это все на рельсы экономического роста будет значительно более тяжело. И есть, конечно, опасность стагфляции в том числе, — уверен он.
ЦБ дает прогноз по инфляции на конец 2025 года в 4,5-5%, однако первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов на недавнем форуме «Россия зовет!» сказал, что, по мнению экономистов банка, эта цель «не достижима без рецессии». Это период замедления, когда экономика страны сокращается в течение двух и более кварталов подряд.
Абсолютное большинство аналитиков полагает, что ЦБ 20 декабря повысит ставку до 23%, некоторые допускают повышение до 25%.