14 мая, среда
+15°$ 80,55

Земля раздора. Жители Томска хоронят умерших в полосе отвода железной дороги

Кладбище продолжает стихийно расширяться
Фото: Александр Шамов

Стихийно возникшее кладбище перемещается в полосу отвода перегона Томск-2 – Томск-Северный и мешает обеспечивать надлежащий уход за путевым хозяйством. А неспособность городских властей разобраться с проблемой несанкционированного захоронения вынуждает железнодорожников обратиться в суд.

Недавние захоронения в полосе отвода железной дороги на перегоне Томск-2 – Томск-Северный обнаружила комиссия начальника Томского подотдела Кузбасского отделения ЗСЖД Евгения Гулякина во время весеннего осмотра участка Тайга – Белый Яр, проходящего по территории областного центра.

В акте обследования санитарно-экологического состояния территорий Октябрьского района, находящихся вдоль железнодорожного пути, были зафиксированы места многочисленных несанкционированных свалок. Одна из них, протянувшаяся почти на километр, упиралась в могильные холмики и оградки кладбища, подошедшего к кромке полосы отвода. А три последних захоронения располагались уже в 12 м от рельсовой колеи.

Полоса земельного отвода на этом перегоне установлена шириной 38 м от рельсовой колеи. Это определено «Межевым делом земельного участка», который, согласно постановлению мэра Томска от 2002 года, находится в 25-летней аренде у ЗСЖД.

«Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» чётко определяет, для чего предназначены земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, – комментирует сложившуюся ситуацию юрисконсульт Томского железнодорожного узла Наталья Семернева. – Они предназначены для размещения водоотводных и укрепительных сооружений, защитных лесных полос, линий связи, устройств электроснабжения и иных объектов железнодорожного транспорта. Порядок использования этих земель определён соответствующим ведомственным положением. В контексте законодательных и нормативных положений, содержащихся в этих документах, несанкционированное размещение захоронений в полосе отвода должно рассматриваться как нарушение федерального законодательства в области железнодорожного транспорта».

Кроме того, по словам эколога Томского железнодорожного узла Светланы Помыткиной, захоронение умерших в полосе отвода является прямым нарушением федерального закона «О погребении и погребальном деле».

«Поскольку земельный участок полосы отвода не является общественным кладбищем, то захоронение на нём незаконно. Однако щепетильность ситуации заключается в том, что железнодорожники не только не могут перенести могилы за полосу отвода, но и не имеют права вести здесь необходимые работы. Ведь согласно статье 17.5 указанного закона это даст основание обвинить их в осквернении захоронений. Только органы местного самоуправления могут и обязаны при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения устранить допущенные нарушения».

Однако городские власти не торопятся разбираться с этим вопросом.

Ещё в апреле Евгений Гулякин с просьбой помочь разрешить ситуацию обратился к главе Октябрьского района Томска Дмитрию Мальцеву. Тот переадресовал его к директору департамента дорожного строительства и благоустройства мэрии Томска Владимиру Оккелю. Следующим звеном оказалась главный специалист отдела по текущему содержанию объектов благоустройства Татьяна Батрак. Она рассказала «Гудку», что кладбище в районе местной спичечной фабрики стихийное, оно возникло много лет назад. В своё время местные власти пытались придать ему официальный статус, но созданная тогда же комиссия в соответствии с законом «О погребении и погребальном деле» негативно оценила возможность такого решения. В результате кладбище продолжало расширяться несанкционированно. Перешагнуло через полевую дорогу к лесополосе, затем первые могилы появились в полосе отвода…

В дальнейшем разрешить ситуацию попыталась ещё одна структура. Письмо Евгения Гулякина из департамента дорожного строительства и благоустройства Томска попало на стол начальника УМП «Комбинат спецобслуживания по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг» Владимира Орлова. Однако и здесь железнодорожники не нашли поддержки. Юрисконсульт УМП «Комбинат спецобслуживания по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг» заявила «Гудку», что предприятие исполняет исключительно функции захоронения и надзорных полномочий не имеет, и переадресовала вопросы корреспондента к властным и правоохранительным структурам Томска.

Начальник Кузбасского отделения ЗСЖД по факту несанкционированного расширения кладбища в полосе отвода направил письмо на имя губернатора Томской области Виктора Кресса. А начальник Томской дистанции пути Дмитрий Бойко обратился к правоохранительным органам с требованием установить граждан, совершивших самовольное погребение умерших в пределах полосы отвода, с тем чтобы подать на них иск в суд.

Александр Шамов,
соб. корр. «Гудка»