22 ноября, пятница
+1°$ 100,22

Отказаться нельзя работать: томские власти думают сменить САХ на другого регоператора

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Власти думают над решением проблем, скопившихся в Томске в сфере вывоза мусора; муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство» (регоператор по обращению с отходами в областном центре и Томском районе) необходимы бюджетные дотации, иначе его убытки не позволят работать уже к началу следующего года, сообщил заммэра Николай Глебович. Выходом из ситуации, по его словам, может стать смена регоператора.

«Мусорная» ситуация в Томске

По решению облдепартамента природных ресурсов были снижены нормативы накопления коммунальных отходов для населения и юрлиц. Это значит, что количество контейнеров на площадках должно еще уменьшиться, сообщал мэр города Дмитрий Махиня. Ситуацию с мусором осложняет и то, что на дороге Томск — Мариинск заработал пункт весового контроля. Через эту точку пролегает путь машин «Спецавтохозяйства» на мусорный полигон. Мусоровозы тяжелее нормы. Менее чем за месяц САХ получил штрафы на 1,8 миллиона рублей, еще на 2 миллиона рублей выписали штрафов субподрядчикам.

Вместе с тем томичи регулярно оставляют в соцсетях жалобы на большое количество мусора на контейнерных площадках, переполненность баков и грязь вокруг. Увидеть такие сообщения можно, в том числе, в комментариях телеграм-каналов мэра и губернатора. В администрации города говорят, что в конце лета — начале осени образуется много крупногабаритных отходов, иногда объем превышает возможности мусоровозов.

В муниципальном предприятии «Спецавтохозяйство» в настоящее время открыты около 40 вакансий. С начала года из САХа уволились 54 сотрудника, в то же время были приняты на работу 49 человек.

Кроме того, САХ ждет реорганизация — его преобразуют в общество с ограниченной ответственностью (ООО) с долей города в 100%. Такое решение приняла дума Томска в начале июля. Имущество САХа будет принадлежать компании, однако мусорный полигон передадут другому МУП — «ТомскСАХ»; это объяснили стратегической безопасностью.

Что делать?

На заседании комитета гордумы по городскому хозяйству 22 августа Николай Глебович рассказал, что в настоящее время проблемой в «мусорной» сфере город занимается совместно с областью. По его словам, участвует в обсуждении областной департамент природных ресурсов, занимавшийся установлением нормативов вывоза, а также департамент транспорта, отвечавший за установку весовой рамки.

«У каждого в своей сфере деятельности пуговицы отличные, а костюм едет плохо. Абсолютно объективное мы видим огромное количество обращений в соцсетях, ежедневно работа ведется. К сожалению, пока эта работа не системна, мы вынуждены в ручном режиме работать практически по каждому маршруту. «Спецавтохозяйство» сейчас в моменте оказывает определенную техническую помощь подрядчикам — там, где не справляется в моменте подрядчик, выходит техника САХ, в первую очередь это касается завалов на контейнерных площадках», — отметил Глебович.

Он вновь затронул тему тарифов, которые ниже, чем в других регионах, а также упомянул про сокращение нормативов наряду с неуменьшающимся объемом мусора.

«Простой элементарный факт: средний тариф по стране — 120 рублей на сегодняшний день, после повышения. Мы же фактически ездим за половину средней стоимости по стране. <...> Наша оценка по тарифу: о 120 рублях мечтать, наверное, бессмысленно, но хотя бы 85-90 рублей, с нашей точки зрения, позволили бы предприятию сегодня находиться в операционной самодостаточности. Без учета штрафов. <...> Плюс к этому — снижение норматива, которое достаточно серьезно ударит по экономике «Спецавтохозяйства» при том, что объем вывоза мусора, поступающего на полигон, не уменьшился, а увеличился. По данным на аналогичный период прошлого года, было вывезено 150 тысяч тонн, сегодня же 158. Объем мусора не уменьшается, а в связи с тем, что снижены нормативы, субподрядчики, которые работают в рамках закона об обращении с мусором, будут вынуждены еще уменьшить количество емкостей, и такие обращения от подрядчиков уже идут», — добавил заммэра.

Глебович отметил, что Томск ждет об области субсидию на 50 миллионов рублей.

Об этой сумме губернатор Томской области Владимир Мазур сообщал 30 июля, отмечая, что деньги пойдут на решение проблемы с вывозом мусора.

Заммэра отметил, что выделенные 50 миллионов рублей позволят предприятию погасить часть задолженности перед субподрядчиками.

«Субподрядчики не могут в связи с большой задолженностью ни бензин купить себе, ни запчасти, по три машины начало у них вылетать», — сказал Николай Глебович.

Он добавил, что в других регионах наряду с высоким тарифом регоператоры получают бюджетные безвозмездные субсидии, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Дотации в Томске, по его словам, кратно меньше: «Предприятию не так уж много мы с вами, коллеги, помогали. Это было приобретение техники два года по три единицы, условно говоря, 30-31 миллион рублей, в этом году цифра была больше, потому что поступили областные деньги. И в 2021 году была субсидия на погашение задолженности, это были тоже не муниципальные деньги, а областные во время ковидных ограничений».

«Так как предприятие реорганизуется, у него нет кредитной поддержки — перекредитоваться, чтобы закрыть долги, предприятие в процессе реорганизации не может. Ситуация не очень бойцовая», — добавил заммэра.

На вопрос депутатов о том, когда подрядчики начнут подавать на банкротство «Спецавтохозяйства», если деятельность предприятия не субсидировать из бюджетов, Глебович ответил: «Если предприятие не поддерживать, уровень накопленных убытков к началу следующего года придет к невозможности продолжения его дальнейшей деятельности», отметив, что техника может уйти с торгов в рамках банкротства, тогда как полигон и здания останутся в собственности города (подробнее о ситуации с приватизацией можно прочитать в новости).

Глебович отметил, что до конца года предприятие будет работать, а далее власти рассматривают вариант смены регоператора.

«Возможный вариант выхода из ситуации, который сейчас обсуждается с областными коллегами, — в том числе и смена регоператора. Данное решение не принято, но это один из возможных путей. До конца года совершенно точно наше предприятие будет работать, мы сейчас его реорганизуем — оно станет ООО со стопроцентной муниципальной собственностью. Но ситуация в этой сфере очень похожа на зебру-альбиноса, только наоборот — она вся черная, а потом сразу не та точка», — сказал заместитель мэра Томска.

В итоге относительно работы САХа Глебович отметил: «Либо это будет поддержка от области траншами, как сейчас, либо смена регоператора. В связи с тем, что на данный момент обсуждается вопрос укрупнения зон, это автоматически потребует смены регоператора. Вопрос будет решен до конца года точно».

Что же касается строительства комплекса по переработке отходов (КПО «Сибирь») в Томске, в конце июля говорили, что оно идет по графику. В настоящее время возводится каркас главного здания, ожидается поступление двух машин для прессования мусора. Объект планируют возвести к 1 ноября 2024 года.

Мощность автоматизированного мусоросортировочного комплекса составит до 250 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год, участка компостирования — до 100 тысяч тонн отходов в год. Отмечалось, что комплекс позволит осуществлять сортировку всего объема ТКО Томска, Северска и Томского района.