«Все учесть невозможно»: как изменится движение автобусов в Томске?
В 2025 году в Томске заработает новая маршрутная сеть. Рассказываем, что изменится и какие есть проблемы
В 2025 году маршрутная сеть Томска претерпит изменения: кардинальных перемен ждать не стоит, но по некоторым маршрутам автобусы «уйдут» с одних улиц и начнут ездить по другим.
По информации мэрии, специалисты с 2023 года ведут работу по оптимизации маршрутов. 21 марта администрация города начала знакомить томичей с будущими изменениями, публикуя новые схемы движения. 22 марта маршрутную сеть обсудили в думе Томска на комиссии по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения.
Редакция vtomske.ru рассказывает о главных изменениях, с которыми столкнутся жители Томска в 2025 году.
Как изменится движение автобусов?
Текущая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками, которые отвечают за автобусные перевозки, были заключены на пять лет, до 31 декабря 2024-го.
С января 2025 года маршрутная сеть Томска будет состоять из 16 автобусных маршрутов, 6 троллейбусных и 5 трамвайных, рассказал заммэра — начальник департамента городского хозяйства Дмитрий Путров.
Работники профильного департамента рассматривали каждый маршрут, учитывая данные его наполняемости, параметры качества выполнения услуг, обращения и пожелания пассажиров, а также результаты научно-исследовательской работы корпорации «СтройИнвестПроект», разработавшей документы транспортного планирования для региона.
— Мы попытались в сети учесть все предложения и замечания, которые поступали нам от жителей, но были ограничены количеством водителей. На сегодня все регионы заявляют о минимум 30-процентном дефиците водительских кадров. Мы могли бы нарисовать еще маршрутов 30, но практика показала, что несколько маршрутов — 22-й, 25/52-й — мы безрезультатно выставляли на торги, десять конкурсных процедур было объявлено. Никто не заявляется. Сейчас перевозчики на некоторых направлениях не могут выполнить контракт именно в связи с нехваткой водителей. Не надо надеяться, что завтра у нас будет профицит. Поэтому мы вынуждены были учесть интересы всех жителей, попытаться оптимизировать существующие маршруты, — сказала депутатам председатель комитета по организации пассажироперевозок Томска Ольга Свахина. Она же подробно рассказала об изменениях каждого маршрута.
Администрация Томска подготовила схемы, на которых отобразила:
- действующий маршрут движения, который не изменится (красный цвет);
- новые предлагаемые участки движения (синий цвет);
- участки, которые предлагается исключить из схемы с 2025 года (черный цвет);
- существующие альтернативные трассы следования (зеленый цвет) — рейсы, которые будут дополнительно выполняться по отдельному расписанию;
- новые участки альтернативной схемы движения (оранжевый цвет).
Маршрут №4
По маршруту №4 специалисты предлагают убрать участок проспекта Кирова до Томск-1 и Елизаровых, а вместо этого перенаправить автобусы с Кирова на Красноармейскую. Конечная остановка на Московском тракте станет для маршрута постоянной круглогодичной без продлений на летний период.
Также предлагается этот маршрут направить в поселки Кузловлево, Спутник.
— Данные районы нуждаются в доставке детей в школы, расположенные в Сосновом Бору, а также на Каштаке. Поэтому этот маршрут будет выполнять рейс из Кузовлево, заезжать в Спутник, далее — в Сосновый Бор и через улицу Смирнова приезжать на Кольцевую. У детей также будет возможность доехать до АРЗа, до 11-й школы, — рассказала Ольга Свахина.
На левобережье четвертый маршрут заезжать перестанет.
Маршрут №5
Сильных изменений в маршруте №5 не ожидается. Планируется, что автобусы будут проезжать по улице Трудовой ближе к микрорайону Радонежский, а в Академгородке будет заезжать на улицу Королева, обеспечивая доступность спортивных объектов (лыжной базы «Метелица», комплекса трамплинов).
Маршрут №8/9
—Данный маршрут на сегодняшний момент относится к низкорентабельным, количество автобусов здесь критично мало, маршрут кольцевой. С учетом того, что планируется строительство кампуса, мы предлагаем раскольцевать маршрут, чтобы у водителей была конечная остановка, — сказала Свахина.
Автобусы №8 перенаправят с улицы Розы Люксембург на проспект Ленина, а с Фрунзе их частично уведут на Льва Толстого и Алтайскую. Маршрут №9 будет перенаправлен на Льва Толстого с улицы Олега Кошевого
Новая схема маршрутов №8/9 позволит детям ездить в школу «Открытие» (Демьяна Бедного, 8).
Маршрут №11
Автобусы №11 с 2025 года перестанут заезжать в микрорайоны Спутник и Кузовлево, а также к ОКБ. В эти места «одиннадцатый» начал ездить после того, как появились проблемы с другими маршрутами, но в следующем году мэрия рассчитывает «закрыть» данные направления автобусами №4 и 25/52.
— По просьбе жителей микрорайона Заречный маршрут №11 будет заезжать на улицу Осетровую, было много просьб, — сказала Ольга Свахина, добавив, что также автобусы начнут заезжать на улицу Интернационалистов на Каштаке как в прямом, так и в обратном направлении.
Маршрут №12
12-й маршрут со следующего года не будет заезжать на улицу Мостовую. Анализ пассажиропотока показал, что утром оттуда могут ехать пять человек, обратно — ноль, говорит Свахина. Кроме того, по этой улице ездят межмуниципальный маршрут (за его работу отвечают чиновники Томской области).
Важное изменение — «двенадцатый» начнет подъезжать к микрорайону Южные Ворота. В сам район муниципальные автобусы заезжать не могут, так как это территория Томского района.
Маршрут №13/14
— Схема этого маршрута сложная, но люди к ней привыкли. Здесь мы предлагаем исключить заезд к Приборному заводу. На сегодня данное направление обслуживается только в часы пик (заезд к заводу — прим.ред.), всегда споры возникают — заезжать или нет. Мы компенсируем это направление маршрутом №38. В остальном 13-й и 14-й остаются без изменений, — отметила председатель комитета по организации пассажироперевозок.
Маршрут №19
— У нас (некоторое время назад) закрылся 22-й маршрут, на него не удалось найти перевозчика. Он обеспечивал транспортной связью жителей микрорайона Мокрушинский и горбольницы №3. Учитывая необходимость обеспечить доставку жителей до медучреждения и перераспределение 4-го маршрута на Красноармейскую, мы предлагаем перенаправить маршрут №19 с Учебной на Вершинина и Нахимова, далее — по текущему маршруту, — пояснила Ольга Свахина.
По ее словам, по улице Учебной (до Красноармейской) продолжат ходить автобусы №29 и 442.
Маршруты №20 и №23
Маршрут №20 связывает Черемошники и Иркутский тракт. Он в 2025 году останется прежним.
Маршрут №23 тоже не изменится. В перспективе, по словам Свахиной, он будет обслуживать межуниверситетский кампус.
Маршруты №25/52 и №26
Предлагаемые схемы маршрутов №25/52 обеспечат доставку пассажиров к учреждениям здравоохранения Октябрьского района (ОКБ, медсанчасть №2, роддом №4), к учебным заведениям и другим объектам социального и культурного назначения, отмечают в мэрии.
Согласно новой схеме, автобусы №25/52 будут двигаться по проспекту Ленина до Лагерного сада, далее — по Нахимова, Елизаровых, и через Шевченко автобусы будут уходить на Фрунзе.
— Маршрут раскольцовывается, конечная у него будет в районе Спичфабрики. Это позволит обеспечить доставку жителей этого района до социальных учреждений. <...> Также решится транспортная доступность микрорайона Солнечный. Мы понимаем, что там пассажиропоток высокий, — рассказала председатель комитета по организации пассажироперевозок.
Автобусы №26 предлагается продлить до микрорайона Подсолнухи. Жители этого района смогут доезжать до проспекта Комсомольского через Сибирскую, далее — до других крупных магистралей города.
Маршрут №29
Автобусы №29 с 2025 года перестанут ездить к школе №53, так как эту функцию на себя возьмет маршрут №25/52. При этом предлагается отправить «двадцать девятый» на улицу Алексея Угрюмова. Ездить туда автобусы будут по определенному расписанию.
Маршрут №36/37
В маршрутах №36/37 специалисты предложили отменить проезд по улице Сибирской и перенаправить автобусы на проспект Комсомольский к ТРЦ «Изумрудный город» для обеспечения транспортной доступности нового здания налоговой инспекции и территории частного сектора по улице Ново-Киевской и переулку Песочному.
Кроме того, для маршрута №36 на летний период появится дополнительное альтернативное направление вдоль левого берега реки Томи для доставки садоводов СНТ «Левобережье» и СНТ «Зайчик» вместо маршрута №4, схема движения которого вызвала нарекания у садоводов.
Маршруты №38 и №53
Маршрут №38 с 2025 года практически не изменится. Его предлагается продлить до Приборного завода. Летом он продолжит дополнительно ходить до СНТ «Ромашка».
Маршрут №53 не меняется, по-прежнему будет заезжать к Южным Воротам. Специалисты предлагают только сделать заезд на улицу Дизайнеров (Зеленые Горки), когда автобусы будут следовать от НПО «Вирион» в центр города.
По присоединенным территориям специалисты мэрии ведут работу с администрацией Томской области, так как они обеспечиваются транспортной доступностью за счет межмуниципальных маршрутов. Контракты по межмуниципальным маршрутам закончатся по большей части в середине 2025 года.
— Мы бы хотели заручиться поддержкой, что наши участки останутся в сети межмуниципальных маршрутов, — добавила Свахина, добавив, что город ждет ответ от области.
Что с трамваями и троллейбусами?
Схемы маршрутов трамваев и троллейбусов в ближайшее время не изменятся. Связано это с количеством водителей, отметила Ольга Свахина.
— У нас предполагается закупка новых троллейбусов с автономным ходом. Это позволит рассмотреть возможность продления любого из маршрутов. <...> Как только будет готов кадровый резерв по трамваям и придет новый транспорт, рассмотрим продление маршрута №5 от Батенькова до Черемошников», — сказала представитель мэрии.
«Все учесть невозможно»
Депутат Денис Ярмош считает, что предложенное изменение по маршруту №53 не решит транспортную проблему Зеленых Горок, а зимой автобусу будет крайне сложно заехать на улицу Болдырева.
— Чтобы решить транспортную доступность Зеленых Горок, нужно запускать дополнительные маршруты. На остановки маршрутки битком подходят, люди физически залезть не могут, вынуждены на такси ездить. Утром цены — до 650 рублей, чтобы уехать в город, — сказал Ярмош.
Он также обратил внимание, что мэрия ничего не предложила по улучшению транспортной доступности поселка Росинка. И с принятием новой схемы добраться до туда и выехать обратно можно будет только с пересадкой. По словам Ольги Свахиной, пассажиропоток по этому направлению очень низкий.
— У них мнение расходится: половина жителей хотят ехать в сторону Иркутского тракта, половина — в сторону Фрунзе, — пояснила Свахина.
— Так вы обеспечте им выезд, — настаивает Ярмош.
— Да не можем мы обеспечить всем транспортную доступность...
— Почему нет?, — перебивает Свахину Ярмош
— Общественный транспорт — общего пользования, не индивидуального, к каждому социальному объекту, — ответила представитель мэрии.
— Вы понимаете, что поселки Росинка, Озерки и прочие СНТ вы лишаете выезда в сторону Жилмассива, медсанчасти №2 до 2030 года? — задал вопрос депутат.
— Мы осознаем, что во все направления вывести не можем население, — ответила Свахина.
Депутат Константин Ушаков предложил взять паузу, изучить новые схемы и после этого сделать предложения в администрацию.
Заммэра Дмитрий Путров со своей стороны добавил: «Мы бы с радостью учли все предложения всех присоединенных территорий, СНТ, пустили бы прямые маршруты из каждого поселка в каждом направлении, но мы исходили из того, что есть на сегодняшний день (количество водителей — прим.ред.). Где-то придется с пересадками добираться, но задачу — вывести в город — мы выполняем».
Ольга Свахина добавила, что сделать беспересадочные маршруты во все направления нельзя. «Все учесть невозможно», — сказала она.
Депутат Давид Аветян отметил, что в маршрутной сети почти ничего не поменялось. Действующую транспортную схему он назвал «очень устаревшей», в которой «бесконечно много поворотов».
— Сейчас, честно говоря, схема выглядит так, что это больше для галочки изменения, — добавил он.
Что дальше?
Мэр Томска Дмитрий Махиня накануне сообщал, что специалисты отрисовали схемы маршрутов, и мэрия «готова представить их на суд томичей».
— Задействуем все формы: встречи по районам, мнения из комментариев в моем канале и в пабликах мэрии, предложения с площадки городской думы. Надеюсь, к лету совместно найдем оптимальный вариант для всех. Потом эта схема ляжет в основу новых контрактов на пассажироперевозки, — написал мэр.
Ольга Свахина уточнила журналисту vtomske.ru, что область в рамках межмуниципальных маршрутов уже объявляла конкурс для определения оператора, который должен обеспечить работу единой проездной карты. Город со своей стороны тоже будет проводить конкурс, сейчас согласовываются последние вопросы.
— Конечно, два оператора должны будут взаимодействовать, транспортаня карта должна «читаться» и на муниципальных, и на межмуниципальных маршрутах, — пояснила она.