22 ноября, пятница
-1°$ 100,68
Прочтений: 15758

Цены просто обалдеть: как изменилась стоимость продуктов в Томской области за 2 года

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Треть россиян регулярно отмечают повышение цен на мясо и птицу, свидетельствуют данные опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), которые проводятся еженедельно. Рост цен на продукты невозможно не заметить в последнее время, несмотря на различные акции, которые проводят магазины. Нередко товара в упаковке становится меньше при сохранении старой цены. Рассказываем, как изменились в Томской области цены за последние два года и к каким уловкам прибегают маркетологи для иллюзии ценовой стабильности.

Растет (почти) всё

Согласно последнему опубликованному опросу ФОМ от 16 июля, 37% респондентов (от 1,5 тысячи человек) отметили рост стоимости мяса и птицы. Отвечая на вопрос о том, на какие основные продукты цены за последний месяц заметно выросли, 32% сограждан назвали сахар, 30% — рыбу и морепродукты, 26% — молоко и молочную продукцию, 24% участников опроса — хлеб, хлебобулочные изделия и плодоовощную продукцию, а каждый пятый (21%) — яйца. Еще 18% опрошенных, по данным ФОМ, ощутили подорожание круп и макаронных изделий, 17% респондентов назвали растительное масло, а 13% — алкоголь.

Недавно Томскстат публиковал средние потребительские цены на отдельные виды и группы товаров в области за май 2023 года. Редакция vtomske.ru запросила у органа статистики информацию по ценам за май 2021 года, чтобы сравнить, насколько они изменились.

  • Килограмм сливочного масла стал дороже на 167 рублей — цена выросла с 517 до 684 рублей.

  • Килограмм пшеничной муки подорожал на 5 рублей — с 39 до 44.

  • Куриные яйца (10 штук), наоборот, подешевели на 11 рублей — стоимость снизилась с 84 до 73 рублей.

  • Макаронные изделия из муки высшего сорта (килограмм) в 2021 году стоили 94 рубля, а в 2023-м — 126. Рост — 32 рубля. А вот гречка подешевела — со 100 рублей за килограмм до 78-ми. Рис шлифованный, как и макароны, подорожал — с 78 до 117 рублей за килограмм.

  • Килограмм твердых, полутвердых и мягких сыров стал дороже на 116 рублей — цена выросла с 473 до 589 рублей.

  • Хлеб и булочные изделия из муки различных сортов подорожал на 39 рублей — с 51 до 90 рублей за килограмм.

  • Цена на чай черный байховый (килограмм) выросла с 648 до 960 рублей — на 312 рублей. Сильно подорожал и кофе (натуральный, растворимый) — с 2 087 до 2 592 рублей — на 505 рублей.

  • Килограмм говядины (бескостной) стал дороже на 136 рублей — цена выросла с 512 до 648 рублей. Свинина (бескостная), по данным Томскстата, подорожала не так сильно — с 377 до 386 рублей, то есть на 9 рублей. А тушка курицы (килограмм) подорожала на 18 рублей — со 162 до 180.

  • Картофель, как сообщают статистики, два года назад стоил 40 рублей за килограмм, в мае этого года — 27 рублей. Подешевела и свекла — ее стоимость за килограмм снизилась с 72 до 41 рубля. Белокочанная капуста, наоборот, подорожала — с 30 до 40 рублей. Вырос в цене и чеснок — с 245 до 310 рублей за килограмм. А свежая зелень подорожала на 210 рублей — цена поднялась с 606 до 816 рублей.

  • Килограмм яблок стал дороже на 6 рублей — цена выросла со 135 до 141 рубля. Бананы подорожали с 97 до 127 рублей за килограмм (на 30 рублей); апельсины — со 103 до 132 рублей (на 29 рублей).

Отметим, что приведенные Томскстатом цены являются средними, то есть они не одинаковые во всех торговых сетях. Стоимость того или иного товара зависит от бренда и места, где он продается. Обычно цены на продукты в магазинах выше, чем указывают статистики, что неоднократно отмечают граждане.

Например, многие сыры в упаковках по 200 граммов стоят от 130 до 250 рублей в зависимости от производителя, это от 650 до 1 250 рублей за килограмм. А цена яблок в последнее время чаще всего колеблется от 150 до 190 рублей. Хотя новый урожай продается и дешевле.

Заметно выросли цены на арбузы. На середину июля этого года их цена в томских магазинах колеблется от 45 до 50 рублей за килограмм, тогда как в прошлом году на эти же даты было 25—30 рублей.

Шринкфляция и другие уловки в магазинах

Замечали в магазинах ценники за 100 граммов товара? Когда крупным шрифтом написано 63 рубля — это психологически приятнее и заманчивее, в отличие от 630 рублей. И очень мелко на ценнике написано, что стоимость указана за 100 граммов.

Подобные ценники можно увидеть на дорогой колбасе, сосисках, сыре, конфетах и других товарах. Цены на продукты постоянно растут, чтобы не пугать покупателей огромными суммами, маркетологи прибегают к таким уловкам. Не каждый человек вчитывается в ценник, а при крупной покупке может и не заместить, что цена на товар на самом деле не маленькая.

Недавно в Госдуму даже внесли законопроект об обязательном указании цены за килограмм или литр товара.

Уже давно объем продаваемых напитков (молоко, соки, газировка) в магазинах стал уменьшаться. Упаковка вроде та же, но на этикетках написано 900 или даже 850 миллилитров вместо одного литра; 1,4 или 1,25 литра вместо 1,5. Похожая ситуация с крупами, сливочным маслом, шоколадом. У некоторых производителей плитки стали 85 граммов вместо 100.

Такое явление называется шринкфляцией (от английского shrink — сжиматься), или даунсайзингом (от английского down — вниз и size — размер). Такая ценовая стратегия подразумевает снижение количества товара в упаковке при сохранении цены. А со временем цена может и вырасти.

Чтобы сохранить у покупателя ощущение, что он берет с полки тот же товар, что и прежде, производители скашивают прямые углы коробки с соком, плитку шоколада делают чуть тоньше, а бутылку лимонада преображают с помощью выпуклого дна. Шринкфляция помогает сохранить видимость ценовой стабильности.

Что может требовать покупатель?

Как сообщили vtomske.ru в областном управлении Роспотребнадзора, с начала 2023 года в ведомство поступило 13 обращений граждан о несоответствии ценников на товары с их фактической ценой при оплате на кассе. Магазинам было выдано восемь предостережений.

«Покупатель имеет право потребовать от продавца продать ему товар по цене, указанной на ценнике, так как ценник на товар в магазине является публичной офертой. Продавец обязан продать потребителю товар именно по той цене, которая в этой оферте указана», — отметили в Роспотребнадзоре.

По словам специалистов, продавец обязан обеспечить наличие ценников с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и так далее).

«В случае продажи товаров, отпускаемых на вес, указание на ценнике стоимости за 100 граммов не является нарушением. Если продажа товара осуществляется за единицу товара, то на ценнике должна быть указана цена за единицу товара, а не за единицу измерения товара», — заключили в Роспотребнадзоре.