23 ноября, суббота
-13°$ 102,58

Новые схемы обмана от мошенников: к чему быть готовым

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Кража денег с помощью QR-кодов, проникновение в аккаунт «Госуслуг», как из обывателей делают дропперов; о новых схемах обмана от мошенников рассказали 26 апреля глава томского отделения «Банка России» и сотрудники МВД.

Обман с QR-кодами

На остановках и других общественных местах злоумышленники развешивают листовки с QR-кодами. Если их считать с помощью смартфона, то он ведет в чат-боты, где предлагают получить различные социальные пособия. Под этим предлогом у человека запрашивают данные банковских карт для дальнейшего хищения денег.

Кроме того, для хищений мошенники стали использовать сервис снятия наличных по QR-коду, который стал доступен в некоторых банках. Принцип у технологии такой: в приложении клиент может самостоятельно сгенерировать QR-код на определенную сумму денег, затем кому угодно отправить изображение, по которому в банкомате можно будет снять указанную сумму.

«А ведь воспользоваться этим QR-кодом может кто угодно. И мошенники этим пользуются. <...> Они звонят клиентам под видом сотрудников банков, сообщают о якобы несанкционированном запросе на снятие денег со счета и просят прислать QR-код, чтобы отменить операцию. Получив код, мошенники снимают по нему деньги в банкоматах со счета жертвы. Естественно, в таком случае банки не будут возмещать похищенные средства», — говорит управляющая томским отделением «Банка России» Елена Петроченко.

«Произошла утечка данных»

По-прежнему распространена схема: злоумышленники представляются по телефону сотрудниками правоохранительных органов. Вначале мошенник сообщает человеку, что расследует дело о массовой утечке банковских данных, в числе которых могут быть и сведения о гражданине. Под таким предлогом потенциальной жертве предлагают сверить банковские сведения с базой украденных данных.

Денежный перевод от незнакомца

Неизвестные якобы по ошибке перечисляют человеку деньги, а затем просят вернуть их, но уже по другим реквизитам — на счет третьего лица, которому они изначально предполагались. Когда просят о подобном, следует насторожиться, говорят специалисты. Скорее всего, это мошенник, который отправил краденые деньги. Иногда мошенники могут предложить человеку оставить себе часть денег в качестве награды за «возврат» средств. Такое действие автоматически делает из жертвы соучастника преступления и влечет за собой последствия.

Если таких подозрительных переводов будет несколько, то ничего не подозревающий человек может попасть в базу дропперов, которую ведет «Банк России», она доступна для кредитных организаций (дроппер — человек, которого используют мошенники для вывода и обналичивания украденных денег).

Мошенничество с «Госуслугами»

Представители томского УМВД отметили, что в феврале 2023 года был всплеск случаев мошенничества с личными кабинетами на портале «Госуслуги». Мошенники звонят и, как правило, говорят людям, что готова справка 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, справка о размере пенсии или что их аккаунт на «Госуслугах» пытаются взломать и изменить номер телефона. Во всех случаях у граждан запрашивают код из СМС-сообщений. Узнав его, злоумышленники получают доступ к персональным данным и возможность подтверждать заявления в кредитных организациях от имени владельца аккаунта.

«Хочется еще раз напомнить жителям — никогда не совершайте финансовые операции по указанию звонящих лиц. Почти все эти схемы начинаются после звонка, когда человек взял трубку и включился в разговор. А дальше начинается: «На вас оформляют кредит, вас пытались взломать, ваши деньги в опасности... Пальцев не хватит, чтобы все перечислить. Когда поступает звонок от неизвестного, то в голове сразу должна быть информация: «Неизвестный номер — у меня заберут деньги»», — заявил начальник отдела информации УМВД по Томской области Андрей Андреев.

За последние годы мошенники сменили тактику, стали использовать более сложные сценарии для обмана населения.

«Когда начался бум мошенничества в 2020 году, по телефону просили назвать три цифры на обороте банковской карты — это cvv (cvc) код. За год с небольшим практически победили эту схему, люди перестали сообщать это злоумышленникам. Потом мошенники переквалифицировались. Стали звонить, представляться сотрудниками органов, банков, начали говорить потерпевшим: «На вас оформляются кредиты». И люди вновь начали доверять и называть свои данные, хотя видели памятки и предупреждения», — говорит Андрей Андреев.