Коммунальный мост на ремонте. Главное, что нужно знать
Главные факты о капитальном ремонте Коммунального моста через реку Томь в Томске, который продлится около двух лет
Коммунальный мост через реку Томь с 25 мая частично перекрыт. На сооружении начинается капитальный ремонт, который продлится почти два года — до середины декабря 2023-го. Собрали главные факты о том, какой ремонт пройдет на мосту и как будет организовано движение.
Материал был написан и опубликован утром 25 мая. После этого появилась новая информация о ремонте моста, поэтому материал был дополнен и обновлен.
Зачем нужен ремонт?
Коммунальный мост был построен в Томске в 1973 году. Он соединил правый и левый берега города. Раньше на этом месте были понтонный мост, паромная и ледовая переправа. Длина Коммунального моста составляет почти 664 метра, габариты проезжей части 16 метров, тротуаров — 1,2 метра.
В 2008 году проводился ремонт сооружения: на проезжей части и тротуарах моста заменили асфальтобетонное покрытие, а также установили новые ограждения и перила. Но более глобальные работы на мосту с момента его основания не проводились.
В 2017 году при обследовании моста специалисты обнаружили серьезные дефекты в конструкциях — деформационном шве и металлической пластине, лежащей сверху. Временную конструкцию для установки над поврежденным швом тогда изготовил ТЭМЗ. В том же году прошли испытания моста, чтобы установить фактическую нагрузку, которую он может выдерживать. Специалисты обнаружили, что в гидроизоляцию моста долгое время попадала вода, из-за чего были нанесены повреждения железобетонной плите.
В начале 2019 года администрация Томска объявила аукцион на разработку проекта капремонта Коммунального моста. Победителем торгов стала организация «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», она сделала проектную документацию ремонта. Все работы оценили в 1,2 миллиарда рублей.
В конце 2021 года стало известно, что капремонт моста начнется в 2022 году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги».
Поиск подрядчика для выполнения работ начался в январе текущего года посредством электронного аукциона. Несколько раз на торги никто не заявился, после чего мэрия сообщила о планах внести коррективы в документацию для привлечения подрядной организации. Какие именно были внесены изменения, в администрации не уточнили, однако компанию найти удалось — контракт на выполнение работ был заключен с ООО «Пик» из Иркутска. Организация специализируется на строительстве мостов и тоннелей.
По словам начальника департамента капитального строительства Александра Суходолова, износ моста на данный момент составляет 70 %.
Что будут ремонтировать?
В рамках муниципального контракта рабочим бригадам ООО «Пик» предстоит выполнить ремонт опор Коммунального моста, заменить дорожную одежду на дороге и тротуарах, включая железобетонный защитный слой, гидроизоляцию и двухслойное асфальтобетонное покрытие.
Кроме того, потребуется выполнить ремонт дефектных участков железобетонных плит, заменить барьерные и перильные ограждения, переустроить опоры освещения и инженерные коммуникации и выполнить другие работы.
— Основной сложностью будет работа с плитой, с преднапряженной арматурой, которая как раз разрушается в местах омоноличивания. Все необходимые работы будут производиться, будет заменена эта плита. На самом деле работы масштабные, такой работы мост еще не видел. Можно сказать, что это комплексный капитальный ремонт, который с момента строительства сооружения будет производиться на наших глазах, — сказал журналистам начальник департамента капитального строительства Александр Суходолов.
Как будет организовано движение?
Еще на этапе поиска подрядчика редакции vtomske.ru рассказывали в мэрии, что движение по Коммунальному мосту будет частично перекрыто во время капремонта — останутся только две полосы, по одной в каждом направлении.
Планировалось, что частичное перекрытие произойдет после майских праздников. Но начало работ отложили, так как подрядчику нужно было время на передислокацию техники и оборудования из Иркутска в Томск. Дату перекрытия назначили на 9 утра 25 мая.
24 мая были установлены временные дорожные знаки, которые будут функционировать в течение всего времени перекрытия. До раннего утра среды планировалось установить защитные дорожные блоки с сигнальными фонарями и нанести временную дорожную разметку.
По словам начальника департамента дорожной деятельности и благоустройства Николая Глебовича, первая группа светофоров на правом берегу Томи нужна, чтобы отсекать транспортные потоки, приходящие на мост с улицы Нахимова и Московского тракта. А светофорные объекты на левобережье будут отсекать потоки машин, приходящие как со стороны Тимирязевского, так и со стороны Новосибирска.
— На месте, особенно на первом этапе, мы договорились, что представители ГИБДД будут работать с нами и подрядчиком практически в круглосуточном режиме. Пульт управления этими светофорами будет на месте, чтобы в случае возникающих проблем можно было принимать оперативные решения, выводить регулировщика, — сказал Глебович журналистам.
Основные параметры измененного движения:
- В 2022 году на время ремонта будут закрыты для движения две полосы, по которым осуществляется выезд из города.
- Оставшиеся две полосы будут открыты — одна на выезд, одна на въезд.
- На подходе к мосту со стороны Томска (перед перекрестками Учебная — Московский тракт, Нахимова — Ленина) установлены знаки сужения дороги. Аналогичный знак установлен и на другой стороне моста, на въезде в город (Шегарский тракт).
- С обеих сторон моста установлены светофоры, которые будут регулировать потоки машин при выезде из города с улицы Нахимова и Московского тракта и при въезде в город со стороны Тимирязевского и федеральной трассы.
- Движение большегрузного транспорта по мосту будет разрешено только ночью — с полуночи до 5 часов утра.
Продолжение. Пешком теперь быстрее: Томск встал в пробках после перекрытия Коммунального моста
К вечеру 26 мая режимы работы светофоров, установленных перед Коммунальным мостом на улице Нахимова и Московском тракте, решили скорректировать с учетом результатов анализа трафика в часы пик.
Так, светофор на выезде из города, установленный на Нахимова, продлили с 40 до 65 секунд; межтактное время сократится с 5 до 3 секунд. Зеленый свет на выезде со стороны Московского тракта будет гореть 25 секунд вместо 23.
В таком режиме два светофора будут работать в часы пик, а в остальное время — в дежурном режиме.
Также специалисты просчитают настройку оптимальных режимов работы светофоров на въезде.
Также с ГИБДД прорабатывается вопрос введения реверсивного движения. В этом случае планируется настроить транспортные потоки так, чтобы по утрам пропускать больше машин на въезд в город, а по вечерам — на выезд. Аналогично — в пятницу и воскресенье, когда многие томичи сначала уезжают на дачи, за город, а потом возвращаются в Томск.
Как долго продлится перекрытие?
— Изначально перекрывают одну половину проезжей части. После ремонта и укладки асфальта там перезапустят движение и приступят к ремонту второй. По контракту у нас 15 декабря 2023 года — завершение всех работ, — сказал vtomske.ru Изотов.
Как еще уехать из города?
Ожидается, что часть транспортного потока, который двигался по старому мосту, переключится на северный мост. В мае подрядные организации выполняли ремонт дорог, ведущие к новому мосту. Это улицы Ижевская, 2-я Усть Киргизка, 1-я Мостовая, проспект Мира, улица Смирнова и Чекистский тракт.
Все работы на объездных дорогах завершились к 25 мая. А к середине августа должен быть открыт проезд по путепроводу на Кузовлевском тракте.
Мэрия: путепровод на Кузовлевском тракте разгрузит дороги, ведущие к северному мосту
Почему нет временного понтонного моста?
Еще до начала работ обсуждался вопрос о возможности создания временного понтонного моста, чтобы соединить правый и левый берег Томи.
По словам начальника департамента капитального строительства администрации Томска Александра Суходолова, при рассмотрении этого вопроса оценивались технические и экономические показатели. Так, с технической точки зрения требовалось организовать подъездные пути и найти достаточное количество понтонов.
— Понтоны не могли быть взяты абы какие в аренду, без документов. Это безопасность людей, которая не может быть нарушена. Безопасность мы должны были доказать госэкспертизе. Кроме того, при анализе компаний, которые могут поставить и построить понтонный мост (это два завода), выяснилось, что они смогут сделать достаточное количество в 2024 году при заказе в 2020-м, то есть мы не попадали в графики. Стоимость строительства одного понтона составляла 25 миллионов рублей. С учетом протяженной понтонной переправы — порядка 600 метров, организации подъездных путей, содержания понтонов (в ледоход их пришлось бы демонтировать, потом обратно собирать) и других факторов наша проектная организация даже не предлагала понтонный мост, — пояснил Суходолов.
Он добавил, что более 600 миллионов рублей стоили бы только понтоны, «что сопоставимо с капитальным ремонтом самого моста».