Экс-заммэра Владимир Костюков дал показания в поддержку Ивана Кляйна
Бывший заммэра Томска Владимир Костюков выступил в суде по делу Ивана Кляйна в качестве свидетеля. Его показания касались третьего эпизода уголовного дела мэра — участие в незаконной предпринимательской деятельности через управление «Томским пивом».
Напомним, временно отстраненный от должности мэра Иван Кляйн обвиняется в превышении должностных полномочий (два эпизода) и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Кляйн вину в предъявленных обвинениях не признает.
По эпизоду о незаконном участии в предпринимательской деятельности обвинение утверждает, что Иван Кляйн, являясь мэром, лично и через доверенное лицо принимал участие в управлении деятельностью ОАО «Томское пиво». Следствие утверждает, что мэр оказывал покровительство компании, создавая благоприятные условия для ее деятельности.
В четверг, 21 октября, в суде в качестве свидетеля выступил бывший заммэра Владимир Костюков. Его уход из мэрии был связан с уголовным делом. В 2018 году Костюкову инкриминировали две статьи: «Злоупотребление должностными полномочиями» (285 УК РФ) и «Мошенничество» (159 УК РФ). Сначала Костюков был помещен в СИЗО, после меру пресечения изменили на домашний арест. В конце февраля 2019 года экс-заммэра выпустили из-под ареста под залог. По данным на август 2021 года, дело в отношении Владимира Костюкова еще расследуется.
Поручение от мэра
Костюков был заместителем мэра по капитальному строительству и дорожной деятельности. Первым вопросы начал задавать прокурор. Его интересовала раскопка около пивзавода на пересечении Московского тракта и улицы Аркадия Иванова, которая проводилась в 2018 году для прокладки водовода. Обвинение считает, что мэр Кляйн при решении этого вопроса руководствовался интересами «Томского пива».
Свидетель рассказал, что в 2018 году подрядчик должен был произвести укладку водопровода к строящемуся общежитию ТГУ на Аркадия Иванова. Для этого было необходимо раскопать траншею длиной примерно 50 метров, чтобы завести трубу под дорогой. Строители собирались сделать это на Аркадия Иванова, при этом проезжая часть на этой улице была отремонтирована в 2017 году.
Костюков рассказал, что ему поступило задание от мэра — разобраться в этой ситуации, чтобы не был причинен ущерб муниципалитету. Экс-заммэра выехал на место.
Он повторил, что Кляйн просил его выехать на место именно из-за того, что раскопки планировалось делать на улице Аркадия Иванова. Заранее это поручение мэра не прорабатывалось, оно получилось спонтанным. При выдаче департаментом ордера на проведение работ было невозможно установить детали проведения этой работы, уточнил свидетель.
В результате вмешательства раскопка на Аркадия Иванова не произошла. К вечеру того же дня (после выезда Костюкова на место работ) была готова новая схема проведения работ. На следующий день прошли работы.
«Я отзвонился Ивану Григорьевичу (чтобы рассказать об итогах работы — прим. ред.), на что он мне сказал: «Зачем ты мне звонишь? Вопросы ваши (департамента капстроя — прим. ред.), решайте, не надо меня беспокоить»», — вспомнил свидетель.
Прокурор демонстрирует расшифровку записи телефонных переговоров Костюкова с Кляйном. В ходе разговора экс-заммэра сказал: «...водовод идет с этой стороны, со стороны вашего завода». Обвинитель попросил пояснить, что свидетель имел в виду под фразой «вашего завода».
Костюков отметил, что он имел в виду «Томское пиво». На этом прокурор закончил допрос свидетеля.
«Кляйн — требовательный руководитель»
К допросу приступил адвокат Андрей Гривцов. Он спросил про звонок от Кляйна — в чьих интересах он был.
«(Звонок Кляйна был) исключительно в интересах города. Улица Аркадия Иванова была отремонтирована на тот момент сплошным слоем. <...> Очень остро тогда ставился вопрос в мэрии о том, что если мы уложили новый асфальтобетон на дорогах, а в дальнейшем заходят условные «Горсети» и заново все выкапывают, то это очень критично воспринималось. В мэрии была поставлена задача увязывать все раскопки до того, как будет уложен новый асфальтобетон», — отметил Владимир Костюков.
На вопрос адвоката, затрагивали ли эти работы предприятие «Томское пиво», свидетель ответил отрицательно. Костюков отметил, что изменение схемы проведения работ никому ущерба не причинило, а, наоборот, позволило не допустить лишней траты средств.
Адвокат Гривцов также попросил пояснить фразу «ваш завод», о которой спрашивал прокурор.
«(Кляйн) там раньше работал. И это известный в городе факт, что завод — собственность семьи Кляйнов. <...> Я не имел в виду, что конкретно Иван Григорьевич там сейчас находится, управляет (заводом) или что-то делает. Он был мэром города Томска», — сказал экс-заммэра.
Также, отвечая на вопросы адвоката, Костюков высказал свое мнение, что Кляйн — «требовательный руководитель, по существу задавал вопросы».
Костюков сказал, что ему ничего не известно о каких-либо фактах управления Кляйном предприятием «Томское пиво» в период его пребывания в должности мэра города.
Вопрос от Кляйна
После Гривцова вопросы свидетелю задал сам Иван Кляйн. В частности, подсудимый спросил, давал ли он хоть раз Костюкову незаконные указания либо указания, которые бы касались завода.
«Нет, Иван Григорьевич, такого не было», — коротко ответил свидетель.