22 ноября, пятница
-2°$ 100,68

«Я выполнял поручения»: что экс-заммэра Евгений Суриков говорил на суде про Ивана Кляйна

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Бывший заммэра по вопросам безопасности Евгений Суриков был допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу Ивана Кляйна. Суриков рассказал, какие поручения он выполнял по указанию мэра и делал ли он что-нибудь в интересах «Томского пива».

Напомним, временно отстраненный от должности мэра Иван Кляйн обвиняется в превышении должностных полномочий (два эпизода) и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Кляйн вину в предъявленных обвинениях не признает. В суде уже был допрошен бизнесмен Ринат Аминов.

В пятницу, 11 июня, в суде прошел допрос еще одного свидетеля обвинения — Евгения Сурикова, бывшего заместителя мэра по вопросам безопасности и общим вопросам. Суриков был задержан по подозрению в получении взятки в крупном размере в июле 2020 года (на несколько месяцев раньше Кляйна). Дело в отношении него расследуется. Экс-заммэра находится под стражей.

Евгений Суриков проходит свидетелем по эпизоду, связанныму с покровительством «Томскому пиву», которое Иван Кляйн, по версии следствия, оказывал предприятию. Отвечая на вопросы прокурора, свидетель рассказал, что он узнал об уголовном деле против мэра Томска в ноябре из СМИ (на тот момент Суриков уже находился под стражей).


Евгений Суриков во время избрания ему меры пресечения 17 июля 2020 года

Суриков рассказал, что, пока он работал в мэрии, Кляйн давал ему поручения относительно поиска информации о личности Рината Аминова, который связан с эпизодом дела о санитарно-защитной зоне земельного участка на улице Мокрушина, смежного с участком «Томского пива». Свидетель отметил, что мэр хотел знать больше о личности Аминова и «кто за ним стоит».

Об истории с переводом земли бывшего радиозавода в зону для жилой застройки Суриков, по его словам, знал от коллег из департамента архитектуры. Свою версию происходившего ему рассказывал и Ринат Аминов, с которым Суриков как-то столкнулся в коридорах администрации. Вместе с этим, по словам свидетеля, он выезжал по поручению Ивана Кляйна на улицу Мокрушина, чтобы проверить — есть ли раскопки возле территории пивного завода, есть ли угрозы предприятию. Суриков сказал, что он выезжал на место, никакой угрозы не увидел, и доложил об этом Кляйну.

Суриков отметил, что ему были предъявлены обвинения по эпизоду с Кляйном (статья 289 УК РФ) за пособничество в покровительстве компании «Томское пиво».

«Мне были указаны факты сотрудниками ФСБ, следственного комитета, я эти факты подтвердил, что я действительно выполнял определенные поручения Ивана Григорьевича, был заместителем мэра. Все подробнее я рассказал в своих показаниях (на этапе следствия — прим. ред.)», — сказал Суриков.

Как позже сказал свидетель стороне защиты, уголовное преследование в отношении него в части пособничества прекращено в связи с «деятельным раскаянием».

Адвокат спросил Сурикова, почему он находится под стражей. Свидетель отказался отвечать на вопрос и сказал, что эта информация уже давно есть в интернете. Он также охарактеризовал работу Кляйна на посту мэра.

«На работе Иван Григорьевич был каждый день. Мы с ним общались по мере необходимости. Иван Григорьевич очень добросовестно исполнял обязанности мэра. Приходил на работу раньше всех, уходил позже всех», — отметил Евгений Суриков.

Свидетель в ходе допроса ответил, что Иван Кляйн давал ему поручения, «которые связаны были с деятельностью пивзавода», а он их исполнял. Но в 2020 году, по его словам, каких-либо действий относительно «Томского пива» он не совершал.

Утверждение о том, что Кляйн совершил незаконные действия в отношении Аминова, Суриков слышал только от самого Аминова. Свидетель не смог оценить, был прав Аминов в споре с администрацией Томска или нет.


Евгений Суриков отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции, 2017 год

Прокурор ходатайствовала об оглашении показаний Евгения Сурикова, данных им в ходе предварительного следствия, так как, по словам гособвинителя, есть расхождения в информации, которую свидетель давал в ходе следствия, и сейчас, во время суда. Судья ходатайство удовлетворил.

В показаниях Сурикова говорится, что Кляйн в январе 2017 года «незаконно отказал Аминову в изменении зоны и дал указание внести недостоверные сведения о наличии 300-метровой санитарной зоны». Также из показаний следует, что Кляйн в период с января по август 2019 года неоднократно давал Сурикову указания «решить вопрос с правоохранительными органами о возврате изъятых у компании «Томское пиво» документов».

Свидетель сказал, что он не отказывается от своих слов, данных в ходе следствия. «Все, что я сказал, имело место», — сказал Суриков.

Затем свои вопросы снова начали задавать адвокаты. Снова была затронута тема с санитарно-защитной зоной.

«Аминов мне рассказал свое видение ситуации. Он обижен на градоначальника, обижен на администрацию «Томского пива», потому что он (Аминов) передал два земельных участка, а договоренность по санитарно-защитной зоне не произошла. Поэтому он обиделся», — рассказал Суриков.

Защита поинтересовалась: какие преференции получило «Томское пиво» от действий Ивана Кляйна, когда он был мэром? Суриков сказал, что это ему неизвестно.

Свидетель, отвечая на вопросы, подтвердил, что реальным руководителем ОАО «Томское пиво» в период его работы в администрации города являлась Галина Кляйн.

Вопросы Кляйна к Сурикову

Свои вопросы свидетелю задал и подсудимый Иван Кляйн.

— Можете назвать поручения, которые я давал вам, которые бы указывали на мое руководство «Томским пивом»? — обратился Кляйн к Сурикову.

— Иван Григорьевич, я считаю, что все поручения, которые вы давали относительно «Томского пива», указывали на это, — ответил свидетель.

— Именно участие в руководстве «Томским пивом», — уточняет Кляйн.

— Я не могу дать оценку. Я не юрист. Вы мне давали поручения, я по всем ним уже дал расклад, — сказал Суриков.

Свои вопросы свидетелю задали все стороны. В заседании был объявлен перерыв.