22 ноября, пятница
-2°$ 100,68

Ампутанты на улицах: что происходит в Томске с деревьями?

О проблеме неправильной обрезки деревьев и что с этим делать

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Два года назад я уже публиковала материал про беспощадную обрезку деревьев на улицах Томска. Ситуация за это время не изменилась и, по мнению многих горожан и общественников, только ухудшилась. Все чаще мы стали наблюдать на улицах города деревья-ампутанты, в апреле огорчила новость о варварской обрезке яблонь на Беринга, целой аллеи.

У этого материала есть несколько целей. Во-первых, рассказать о проблеме и что не так с нашими деревьями. Во-вторых, объяснить — какая бывает обрезка деревьев и почему топпинг, часто применяемый в российских городах, считается неприемлемым. И в-третьих — разобраться, что об этом всем думает городская администрация и будет ли в перспективе что-то меняться.

А в чем вообще проблема?

Проблема с кронированием деревьев существует по всей стране уже давно. Жители многих городов наблюдают такую ситуацию, когда вместо пушистых зеленых ветвей от дерева остается высокий пенек. Чаще всего подобной обрезке подвергаются тополя.

Через какое-то время стволы обрезанных деревьев начинают давать побеги и хаотично обрастать мелкими ветками и листвой. На некоторых тополях можно заметить, что из его верхушки, где сделали срез, растут новые более тонкие стволы. Они создают новую крону дерева, но ничего хорошего в этом нет.

По словам дендрологов, через несколько лет вторичная крона сильно вырастает и может достигнуть 10 метров в высоту. Крепление у таких стволов недостаточно прочное, из-за чего эти ветви начинают отваливаться от центрального ствола. А это уже угроза пешеходам. Основной ствол к этому моменту может полностью сгнить. Некоторые деревья не дают побеги вообще и гибнут сразу.

Какая бывает обрезка?

Существует много различных типов обрезки. Остановимся на основных:

  • Формировочная. Предназначена для создания здоровой, прочной структуры ствола и кроны. Специалисты говорят, что формовочная обрезка нужна всем деревьям в первые 25 лет жизни.

  • Санитарная. Это удаление больных, загущенных, угнетенных, поврежденных и мертвых ветвей и сучков. В целом такая обрезка нужна всем деревьям по мере возникновения проблемы.

  • Прореживание. Выборочная вырезка ветвей для повышения свето- и воздухопроницаемости кроны.

  • Поднятие кроны. В данном случае обрезаются нижние ветки, когда необходимо обеспечить свободный проход людей или транспорта, открыть вид на дорожные знаки и так далее.

  • Специальные типы обрезки. Их много и все они преследуют цель достижения определенной формы кроны.

Есть такой вид обрезки, как топпинг. Он заключается в срезании всей кроны вместе в верхней частью ствола дерева. Остается столб, обычно его высота от 3 до 10 метров. Многие специалисты называют такой способ «содержания» дерева варварством.

Кроме того что дерево уродуется, топпинг несет за собой другие проблемы. Нет гарантии, что после такого кронирования дерево выживет, высока вероятность, что оставшийся голый столб начнет попросту гнить. А остальные деревья, как уже говорилось выше, дадут вторичную крону, которая с годами может отвалиться. В любом случае после топпинга дерево точно не жилец.

Зачем же тогда применяют топпинг?

Сегодня в Томске и других городах России осталось много советского зеленого наследия, в особенности тополей. В нашем городе большая их часть была высажена в 50-60 годы и сегодня требует полноценной замены. То есть полного сноса одного дерева и высадки на этом месте другого.

Проблема в том, что в бюджетах городов (особенно небольших) на массовую замену старых деревьев нет денег. Тут речь о сотнях миллионов рублей, но кто будет тратить их на деревья, когда нужно ремонтировать дороги, школы, переселять людей из аварийного жилья. Чтобы не удалять деревья совсем, но обезопасить людей от падающих веток, местные власти прибегают к такой промежуточной мере как топпинг.

Как именно подрезать деревья, в Томске решают специалисты городской ландшафтной комиссии. Перед принятием решения эксперты комиссии выезжают на место, оценивают состояние дерева и делают предварительное заключение, говорят в городской администрации.

Еще два года назад в департаменте дорожной деятельности и благоустройства сетовали на неутешительное «зеленое наследство».

— Длительное время в послеперестроечный период, финансирование работ по озеленению было крайне дефицитным, плановые работы по формированию крон деревьев не проводились. В настоящее время администрация вынуждена выполнять обрезку вершин деревьев, так как во время сильных ветров и осадков до сих пор много случаев падения деревьев и крупных ветвей на дома, машины, линии электропередач, — говорили в 2019 году в мэрии.

Еще одна проблема — энергетики, которые обрезают деревья из-за ЛЭП и располагающихся рядом проводов. Подрядчики, которых привлекают компании, чаще всего не разбираются в типах обрезки и вряд ли что-то понимают в арбористике, плюс — им проще за раз отрезать от дерева большой кусок, нежели приезжать для подрезки каждый год. Как результат — обрезка яблоневой аллеи на улице Беринга. Кузбасскому предприятию магистральных электрических сетей была согласована формовочная обрезка, однако подрядчик компании обрезал деревья слишком глубоко. Сейчас идет административное разбирательство.

Как рассказали в администрации, за последнее время в Томске было несколько резонансных случаев, когда подрезка была выполнена с нарушениями. Еще один — на улице Белинского. Там «Горсети» обрезали деревья без согласования, ссылаясь на необходимость выполнения этих работ, поскольку деревья попадают в охранную зону сетей. Мэрия направила материалы в полицию. Ответ не получен.

Что думают в администрации?

И.о. мэра Томска Михаил Ратнер согласен с тем, что систему по уходу за зелеными насаждениями нужно менять. По этому вопросу он наметил несколько направлений работы.

Первое — работа администрации, которая выступает заказчиком работ. По словам Ратнера, муниципалитет постоянно получает заявки от жителей, которые просят подрезать или спилить то или иное дерево (в основном — тополь), так как оно представляет опасность. Почти в 100 % случаев дерево невозможно спасти, говорит и.о. мэра, но специалисты прибегают к кронированию, чтобы дать дереву «новую жизнь» следующим летом (как мы уже знаем, это не работает — прим. автора).

— В идеале тополь должен быть удален, а на его месте — посажено новое дерево. Но нам приходится исходить из имеющихся ресурсов, которые ограничены. И тут происходит поиск баланса, — сказал Михаил Ратнер.

Он отметил, что задача на ближайшую перспективу — усиление ландшафтной комиссией, которая принимает решение о подрезании деревьев, независимыми специалистами, общественниками, которые занимаются этой темой. Также Ратнер считает, что томичам нужно больше рассказывать — в каком состоянии сегодня находится зеленые насаждения Томска и почему специалисты делают с деревьями то, что они делают, какие тут есть нюансы.

Следующее направление — это ресурсоснабжающие организации, строители, которые обращаются в мэрию за разрешениями подрезать то или иное дерево. Но может произойти то, что мы все видели на Беринга. По словам Михаила Ратнера, здесь есть конфликт нормативных актов.

— С одной стороны — наши правила благоустройства, где прописаны способы подрезки, с другой — постановление правительства, которое обязывает ресурсников обеспечивать определенную охранную зону для электросетей. Они делают это, как им удобно, чтобы два-три раза не ходить. Здесь нужно выстраивать диалог, но и усиливать ответственность за такого рода нарушения, — уверен и.о. мэра.

Еще одно направление работы — высадка новых деревьев. И тут, по мнению Михаила Ратнера, от большого количества нужно уходить в качество. То есть предусматривать посадку меньшего количества саженцев, но используя более качественный, крупномерный (высотой в несколько метров), сформированный посадочный материал.

На все мероприятия по «зеленке» сегодня в городе выделяется порядка 130 миллионов рублей (обслуживание скверов, высадка клумб, подрезка деревьев и другое). В администрации рассматривают возможность выделения в будущем средств на выполнение комплексной работы по реконструкции старовозрастных и аварийноопасных деревьев: снос + корчевка + посадка + уход.

Также в планах — отказаться от массовых субботников по высадке зеленых насаждений в пользу нескольких площадок с качественной организацией, с привлечением инструкторов, качественным посадочным материалом. Предусмотреть уход за высаженными насаждениями.

Арбористы говорят, что формирование здоровой структуры кроны нужно начинать на самых ранних этапах жизни дерева. В первые годы жизни дерево обычно подвергается регулярной обрезке в питомнике, и от того, как хорошо она проводилась, будет зависеть — как часто придется обрезать его в будущем.

В идеале через один-два года после высадки дерева нужно каждый год проводить небольшой объем структурной и санитарной обрезки. Многие специалисты сходятся во мнении, что структурная обрезка должна регулярно проводиться для большинства деревьев до достижения ими 25-летнего возраста.

***

Какой же вывод? Выводы каждый может сделать для себя сам, в зависимости от своего мироощущения. Но хотелось бы озвучить пару мыслей, которые напрашиваются сами собой.

Топпинг — не выход для старых деревьев, так как они продолжают погибать.

Ресурсоснабжающие организации должны более качество подходить к обрезке деревьев в зоне электросетей, а не «срезать побольше, чтобы несколько раз не ездить».

Городу нужна комплексная система по озеленению и нужны грамотные специалисты.

А еще городу нужны деньги для выстраивания этой системы. Вообще все всегда упирается в деньги (банально, да). Но система в нашей стране устроена так, что у городов — минимум полномочий и средств. Из-за чего город просит деньги у области, а область — у Федерации.

И да. Нет ничего страшного в том, чтобы срубить старое, аварийное дерево. Оставлять обрубки — не выход. Важно, чтобы на этом месте появилась новая зелень, а не образовалась парковка.

Еще мы рассказывали, почему деревьям не нужна побелка — Бессмыслица и пустая трата денег: в Томске призвали отказаться от побелки деревьев