20 сентября, пятница
+7°$ 92,70

ЦБ: клиенты томских банков жалуются на навязывание страховок и допуслуг

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

С января по сентябрь 2020 года томичи пожаловались в ЦБ на банки региона 804 раза. Из них 32 жалобы касались навязывания страховок и дополнительных услуг, сообщила управляющая томским отделением Сибирского ГУ Банка России Елена Петроченко.

«Люди всегда стремятся обезопасить свои деньги и себя. Менеджеры банков знают это и при оформлении, например, карты могут навязчиво предлагать клиенту купить страховку от хищений, выдавая ее за обязательную услугу», — отметила Петроченко, ее цитирует пресс-служба ведомства.

По ее словам, еще одна ситуация — навязывание страховок при оформлении кредита. Такая покупка должна быть добровольной, отметила Елена Петроченко.

«По закону клиент и не обязан соглашаться на дополнительные платные услуги, к которым относится страхование жизни, здоровья или гражданской ответственности. Отказывать по этой причине в кредите неправомерно. Банк должен предложить кредит на других условиях <...>. Если же банк не предлагает альтернатив или же не дает выбрать страховщика для заключения договора — это повод обратиться с жалобой в Банк России», — отметила Елена Петроченко.

Если же клиент решил оформить страховку, а после — отказаться от нее, то банк вправе повысить стоимость кредита. Для того чтобы все-таки отказаться от страховки и вернуть деньги в полном объеме, есть 14 дней с момента подписания договора — так называемый период охлаждения.

При этом отказаться можно не от любой страховки.

«Если вы взяли ипотеку, то страхование жилья является обязательным. Та же ситуация и с автокаско в случае, если купленный автомобиль находится в залоге у банка. От большинства остальных видов личного страхования, например страхования жизни, ДМС, страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, можно отказаться. Но если не наступил страховой случай», — рассказала специалист.

Период охлаждения подойдет и в случае мисселинга — ситуации, когда человека вводят в заблуждение и продают ему не тот финансовый продукт, за которым он пришел. Воспользоваться периодом охлаждения можно только в том случае, если «подменным» оказался страховой продукт.

«Это самый распространенный случай — человек приходит открыть вклад, а ему под видом депозита продают полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ)», — добавила Елена Петроченко. По ее словам, ИСЖ нужно уметь пользоваться, а также он подходит не для всех целей.

Елена Петроченко подчеркнула, что за девять месяцев 2020 года в томское отделение Банка России поступило восемь жалоб на мисселинг. Часть из них были связаны с покупкой полисов ИСЖ, другие касались продажи полисов накопительного страхования жизни (НСЖ).

Если клиенту сложно разобраться в каком-либо финансовом продукте, то он может пообщаться со специалистом Банка России в мобильном приложении «ЦБ онлайн».

Кроме того, Петроченко сообщила, что недавно все финансовые продукты обзавелись паспортами, которые состоят из двух-трех листов формата А4. Паспорта понятными словами раскрывают основные особенности финансовых продуктов. Петроченко добавила, что сейчас такие паспорта организации предоставлять не обязаны, однако инициативу Банка России поддержали многие участники рынка.