Нагорный Иштан: спасти и сохранить
Как томские власти и чиновники пытаются перекроить историю края...
«Нагорный Иштан. Спасти и сохранить» — так называется один из проектов Томского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Однако в свете текущих событий название проекта открывается в несколько ином аспекте: от кого спасти?
На прошедшей неделе в СМИ появилась информация, что ОГАУК «Центр по охране памятников», объявил торги на разработку проекта по переносу Петропавловской церкви 1872 года постройки из Нагорного Иштана в Томск. А точнее — в поселок Хромовка, который находится в черте города и широко известен как место пребывания Святого старца Феодора Томского. Инициатором выступил комитет по охране объектов культурного наследия Томской области при поддержке губернатора, выделившего на разработку проекта 2,6 миллиона рублей.
Как заявляет председатель комитета Елена Перетягина, перенос церкви из Нагорного Иштана является «единственным способом ее сохранения», что, по ее словам, подтверждает официальное заключение областного комитета по вопросам ГО и ЧС. Она сообщила, что Сибирский региональный центр ГМСН (филиал ФГБУ «Гидроспецгеология») провел экспертизу опасных геологических процессов и сообщил о необратимости оползня в Нагорном Иштане.
Однако утверждения эти весьма спорны. Комитет отказался выдать ВООПИиК копию заключения, на которое ссылается чиновница, зародив сомнения в том, что такое заключение имеет место быть. Равно как и то, что была проведена полноценная геологическая экспертиза грунтов и опасных геологических явлений. Местные жители подтверждают, что комиссии приезжали, но проводились только визуальные осмотры. Никаких геологических исследований и изысканий они не наблюдали.
Если верить этим заявлениям, напрашивается вывод: опасность угрожает жителям деревни и всей территории Нагорного Иштана. Отсюда вопрос: необходима эвакуация населения? Если же такой опасности нет, то почему не оставить церковь в Нагорном Иштане, ее исконном месте? Ведь Нагорный Иштан — это не только обрывистый склон на берегу… Это во-первых.
Во-вторых. Председатель комитета, возможно, забыла или не знает, что рядом с храмом, на улице Церковной, стоит дом заслуженного путешественника России, мастера спорта по спортивному туризму Ивана Федоровича Ялина — организатора культурно-просветительского клуба «19 октября», где много лет проводятся литературные вечера, посвященные творчеству Пушкина. Что будет с этим домом?
Говорю об этом в том числе и потому, что мне посчастливилось бывать на одном из таких вечеров, увидеть доброжелательную и волнующую атмосферу, царящую в доме. Увидеть, совершенно замечательные фотографии, уникальные свидетельства удивительных и порой опасных путешествий. Не понаслышке знаю, как иштановцы любят И.Ф. Ялина, гордятся им и заботятся о доме в его отсутствие. В последние годы активно обсуждается идея создания музея в доме Ялина (позже стало известно, что в день выхода материала, 26 июля, после продолжительной болезни Иван Ялин скончался — прим. ред.).
В-третьих, председатель профильного комитета не сообщила о двух весьма существенных фактах. Несколько лет назад на водоводе в Нагорном Иштане произошла авария. Логично предположить, что обводнение и последующее обрушение склона вызвано техногенным фактором. Иштановцы очень хорошо помнят эту аварию.
Могли привести к обрушению склона и археологические раскопки, проведенные в июле 2012 года при изучении Иштанского Городища. Сегодня эта территория — памятник археологии федерального значения, копали сам склон.
«В процессе раскопок городища выявлена мощная система фортификационных сооружений: ров более двух метров, вал более 1,5 метра. Количество находок составило более двух тысяч единиц хранения». Со слов местных жителей, которые уже тогда били тревогу, копали недопустимо близко к линии обрыва. Ров засыпали некачественно, закидали землей абы как. Очевидно, плотность грунта была нарушена на значительном участке и на большой глубине, водоотведением никто не занимался (фотоотчет раскопок). Жителей Нагорного Иштана тогда никто не услышал, их усилия оказались тщетны.
Результат не заставил долго ждать. В январе 2018 года именно на месте раскопок произошло обрушение, при котором пострадал и соседний земельный участок. При таких обстоятельствах можно предположить, что значительная часть территории памятника археологии ушла в обрыв после обвала.
Может, в этом и кроется настоящая причина, по которой комитет не пускает общественников проводить работы по благоустройству территории Петропавловской церкви? Зачем там косить траву, зачем это надо? И пытаются обвинить в создании опасной ситуации: вы завезли две машины земли и увеличили нагрузку на грунт, убрали старое дерево, теперь там наметилась новая линия отрыва… Об археологических исследованиях 2012 года нам также рассказывал один из специалистов комитета и даже на местности показал, где копали и где проходила граница раскопок.
За последние два года активности оползневых процессов на территории Петропавловской церкви не наблюдается. Во всяком случае в результате визуального обследования такую активность выявить практически невозможно. Это мнение экспертов, с которыми мы провели консультации.
В этой связи вызывает недоверие утверждение о том, что перенос Петропавловской церкви из Нагорного Иштана является «единственным способом ее сохранения».
Четвертое. Ранее заявляя о планах по переносу и «спасению» Петропавловского храма, звучали уверения, что будет учитываться мнение местного населения. Увы! Никто мнение иштановцев не услышал. Мнение общественности власть не интересует… Чем рискуем? Сегодня погубят храм, а завтра уничтожат кедрач? Церковь сегодня — это единственная защита природной территории и препятствие для ее «комплексного освоения». Можно сказать — камень преткновения. Убрать храм, и прощай лес...
Петропавловская церковь является достопримечательностью Нагорного Иштана, включена в Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов России. Как народ РФ, мы имеем право на то, чтобы храм, которому без малого полторы сотни лет, стоял на своем историческом, родном, исконном месте. Со всем уважением мы относимся к истории Хромовки, но у Нагорного Иштана своя история, очень непростая и не менее ценная, так почему местные чиновники лишают нас этой истории?
Мария Нащокина — историк архитектуры, доктор искусствоведения, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор РФ высказывает свое, компетентное мнение:
«…деньги на реставрацию нужны большие — нужно сделать полноценный реставрационный проект. Без него к церкви подходить нельзя. После этого нужен хороший (аутентичный!) материал и профессиональные плотники-реставраторы. И все же, повторюсь: тратить деньги на реставрацию без полноценной экспертизы склона неразумно (нужен полноценный акт, подписанный и имеющий печать полномочной организации). Нужно точно представлять себе его состояние… Главное, не навредить памятнику!»
Николай Рыбаков, известный томский архитектор и художник. Член Союза художников и Союза архитекторов России также высказал свою позицию:
«С точки зрения смысла архитектуры, веры и смысла жизни вообще храм может существовать только здесь. Он задуман Богом и построен людьми как символ веры, парящий над бескрайними Сибирскими просторами. Недаром именно здесь Андрон Кончаловский снял «Сибириаду», а не на Енисее, не на Алтае, ни в каком другом месте. Нигде в Сибири нет такого места! Исконного, древнего, сакрального. Никакой ценности Храм не будет иметь, кроме цены бревен и работы на перевоз и возведение, и на оплату чиновничьей суеты и бестолковости. Это уникальный, гениальный случай архитектурной гармонии храма и места! Это место стало для многих поколений символом самой Сибири!»
Луше, пожалуй, не скажешь.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора