24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58

Мэрия Томска через суд пытается добиться сноса надстройки ТЦ «Почтальон»

Архивное фото от января 2019 года
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Мэрия Томска обратилась в суд, чтобы доказать незаконность надстройки ТЦ «Почтальон» и добиться ее сноса. Областной комитет по охране памятников же считает, что терраса не превышает основную высоту здания, построенного еще в 2007 году.

Напомним, здание ТЦ «Почтальон» по проспекту Ленина, 54а, площадью 2,9 тысячи квадратных метров было построено в 2007 году. 14 июня 2012 года администрация Томска выпустила постановление № 226а, которым предусмотрены высотные регламенты — высота объектов в установленной зоне ОЗР 1-26 не должна превышать высоту объекта культурного наследия — здания «Губернской аптеки» по проспекту Ленина, 54.

В 2018 году в здании, где расположен «Почтальон», начали возводить террасу на верхнем этаже. В августе того года мэрия сообщила, что разрешение на строительство или реконструкцию ТЦ не выдавалось, а также, что работы по возведению дополнительного этажа нарушают постановление администрации Томской области от 2012 года, которым предусмотрены высотные регламенты. Администрация планировала обратиться в суд, однако процесс затянулся.

Спустя почти два года — в 2020 году — городская администрация обратилась с иском в Арбитражный суд Томской области, в котором попросила признать строение, расположенное по проспекту Ленина, 54а, самовольно реконструируемым.

Мэрия просит суд обязать АО «Почтальон» привести здание в состояние, существовавшее до реконструкции — демонтировать помещения, надстроенные над третьим этажом за свой счет. Сделать, по мнению администрации, собственник должен за месяц при соответствующем решении суда.

Эксплуатацию здания до сноса террасы администрация города просит запретить. Если суд постановит снести надстройку, а собственник не сделает этого в течение месяца, то за каждый месяц просрочки мэрия просит неустойку в 150 тысяч рублей.

Иск находится на рассмотрении в суде. Заседание по делу назначили на 27 июля.

Третьим привлеченным лицом в деле выступает комитет по охране объектов культурного наследия Томской области. Как отметила в разговоре с корреспондентом vtomske.ru председатель комитета Елена Перетягина, вопрос «незаконности» возведения террасы поднимался мэрией несколько лет назад, однако потом администрация «затихла».

«На некоторое время этот вопрос затих, никто вопросов не задавал, тему эту не затрагивал, по крайней мере, в течение последнего года. Чем продиктована сегодняшняя ситуация с иском, когда уже все проведено на объекте, все строительство проводилось на глазах администрации Томска — большая загадка», — отметила председатель комитета.

По словам Елены Перетягиной, создала проект в нулевых годах существовавшая компания «Томскгражданпроект». Главным архитектором проекта был Владимир Немцев.

«Здание располагается на территории охраны объектов культурного наследия, но назначена ОЗР 1-26 с новыми параметрами была уже в 2012 году, тогда как строительство велось в нулевых и построено здание было в 2007 году — тогда никаких охранных зон с ограничениями не было. Разрешение на строительство тогда выдавала, в том числе, администрация города Томска. В проекте изначально было условие восстановления фасада по проспекту Ленина — на основе параметров существовавшей на том месте лавки. И высотность здания была уже определена проектом — все параметры, высотность здания были определены еще в нулевых годах. И в 2007-м здание было построено с существующей по сей день высотой», — отметила Перетягина.


Проект здания по проспекту Ленина, 54а, возведенного в 2007 году
ОАО «Томскгражданпроект»

Она отметила, что так как данное здание не является памятником истории и культуры, то вмешиваться в хозяйственную деятельность юридического лица, связанную с реконструкцией объекта — не памятника — комитет по охране объектов культурного наследия не может. Однако проверку по просьбе мэрии специалисты провели.

«Мы выходили на данный участок и зафиксировали, что со строительством террасы высота объекта не изменилась, параметры высотные не изменились, габариты не нарушены, остались теми же, поэтому нарушений существующего проекта охранных зон мы не установили. Единственное, что увидел комитет — что рядом с памятником «Губернской аптекой» был складирован мусор, в связи с чем было выдано предписание», — рассказала Елена Перетягина.

Ввиду того, что проект был утвержден и здание было построено до вступления в силу охранных зон, комитет, по словам Перетягиной, считает, что речи о незаконности возведения террасы не идет. Тем более, что высота террасы не превышает высоту построенной еще в 2007 году части здания — основную высоту объекта, который был, как отмечалось ранее, было построено до принятия регламентов в 2012 году.

«Мы могли бы принять меры, если бы параметры выходили за утвержденные, однако этого нет. Согласно проекту зон охраны, утвержденному в 2012 году, в охранную зону входят объекты культурного наследия Ленина, 54, 58, 85, 85а, 89 — для них установлена зона ОЗР 1-26. Учитывая, что здание по проспекту Ленина, 54а, находится в зоне, мы провели проверку и установили, здание каким было построено по высоте до принятия охранных зон, таким и остается. Нарушений параметров и превышения высотных регламентов там нет», — добавила председатель комитета.