25 ноября, понедельник
-2°$ 102,58
Прочтений: 2599

«Удаленка» у ребенка

О плюсах и минусах онлайн-обучения

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

— Сначала мне казалось, что это такая идея... провальная. Что ничего не получится. Но к концу первой недели мы увидели, что учителя более менее адаптировались, а дети стали свободнее себя чувствовать в новом формате. Сейчас уроки проходят, я считаю, достойно: и учитель достаточно хорошо объясняет материал, и дети уже отвечают, как в школе.

***

У Елены, мамы двух мальчиков, вся семья сейчас дома: муж работает удаленно, маленький не ходит в садик, а у старшего, первоклассника школы «Эврика-развитие», с 6 апреля началось онлайн-обучение.

— Первое занятие было у ребят соревнованием: «Смотри, какая у меня комната! Смотри, что у меня тут!» Сначала ребенок воспринимал все как какую-то очередную игру на гаджете, фильм или мультик, — вспоминает она. — Самым сложным для меня было объяснить ему, что это тоже урок, только в другом формате: нужно так же сидеть, слушать учителя, вникать и отвечать. Сложно было объяснить, что это все серьезно, чтобы он пытался какие-то знания почерпнуть.

Ее муж тоже работает через систему видеосвязи Zoom, и когда у него созвон, а у сына в это время урок — все «вылетает», говорит она. Когда переподключаются и заходят на урок повторно — мысль у ребенка теряется, и за это время ребята что-то уже прошли.

— Но с этим мы справились: муж и сын теперь в разное время «созваниваются». Для нас главный минус в том, что всего один-два урока в день — все остальные занятия ложатся на плечи родителей. Получается такая домашняя работа, с объяснением и обучением, — отмечает Елена. — Кроме того, ребенок очень мало общается с одноклассниками. Дети ходят в школу не только учиться, но и поиграть и выплеснуть энергию. Сейчас в школу мы не ходим, на улицу мы не ходим — ребенок не знает, чем себя занять. При очном обучении он позанимался, потом на перемене побегал и пообщался, потом пошел снова на урок. А дома нет такой смены деятельности.

Первоклассникам нельзя много времени проводить перед экраном — глаза устают. Им было бы тяжело высидеть четыре урока, как в классе, и трудно воспринимать учителя, поэтому им немного облегчили процесс. Но все равно получается слишком много «экранного времени», по мнению Елены: кроме обычной «домашки» нужно иногда делать задания на учебной платформе в интернете. И телевизор сын тоже иногда смотрит.

— Еще минус — слабая мотивация: на уроке в классе у ребят есть дух соперничества — сделать быстрее, сделать лучше; а тут он сидит дома — в шортах, в майке... Постоянно ему объясняю, что это такой же урок, что нужно стараться. Ну и обратная связь с учителем: дети выполняют домашние задания, родители фотографируют и отправляют учителю на проверку, учитель пишет родителю комментарий, который родитель не всегда доносит до ребенка. В школе такой комментарий для детей более ценен — они уважают учителя и прислушиваются к нему. Поэтому считаю, для первоклассников такой формат постоянного обучения — точно не подходящий вариант.

Такой формат удобен для нее как для родителя тем, что не нужно никуда вставать и идти с утра. А для сына наоборот: идти утром в школу вместе с одноклассниками — целое путешествие.

— Если спросить, хочет ли он в школу — конечно, хочет! Никакое дистанционное образование его не привлекает. Хотя сейчас сын уже втянулся, знает время, когда начинаются уроки, и готовится к ним. Только делать домашнее задание его надо направить.

Ребенок Елены занимается на ноутбуке — это плюс «удаленки», по ее мнению. Новый опыт пригодится сыну в дальнейшем.

— Такой формат можно перенять для дополнительного образования — язык какой-нибудь изучать или рисование. Это будет хорошей альтернативой хождению по кружкам, — считает она. — Еще плюс — появилась «прозрачность» обучения. Мне всегда было любопытно: как он сидит на уроке, как отвечает, тянет ли руку или ждет, пока его спросят. Наша учительница предлагала прийти на уроки, но мне не хотелось смущать ее и своего ребенка — все равно при мне он будет вести себя иначе. А тут он сидит в соседней комнате, и я могу видеть, как он занимается и как учитель объясняет материал.

Онлайн-учеба лучше, чем если бы учитель просто присылал фотографии домашнего задания и они бы сами что-то делали, уверена Елена.

— Лучше пусть будет такой формат, чем заниматься с детьми самостоятельно. Ребенок ждет урок, чтобы всем помахать рукой и что-то сказать, с учителем пообщаться хоть как-то, пару раз ответить — это лучше, чем ничего.

***

Для Анастасии, мамы пятиклассницы Академического лицея, главный минус в том, что такая учеба сказывается на зрении: полдня ребенок сидит на уроках за компьютером, а потом полдня делает уроки — тоже возле компьютера.

— Объем информации заметно больше. Вроде бы 30 минут видеоконференции — это немного, но пять-шесть уроков по 30 минут... И с 11 до 19 я сижу вместе с ребенком за компьютером. Никакие нейрогимнастики и все, что нам советуют психологи лицея, не помогают. «Отойди от компьютера, попрыгай, походи» — так проконтролировать могут только родители. Но если их нет дома, то увы: ребенок, получив какой-то «сбой системы», дальше и не пытается. Мне в этом случае повезло — у меня мама с ребенком помогает.

У дочки на первой неделе были слезы — просто устала, говорит Настя. «Грузилось» все у них нормально. На компьютере, где дочь чаще занимается, ее на уроках не слышно и не видно, так как нет микрофона и камеры. Хотя в школе она обычно активная, руку поднимает.

— Она быстро влилась в процесс: за 5-10 минут до начала урока уже ищет идентификатор конференции и пароль, уточняет у меня или в классном чате у учителя, где посмотреть ссылку, — рассказывает Анастасия. — Но само обучение онлайн ей не нравится, потому что некоторые новые темы не понимает — их не дают, как надо. Приходится объяснять. А темы интересные, особенно, по географии, по истории.

Сейчас многие дети адаптированы к онлайн-режиму — они общаются в «Скайпе», еще где-то. Платформы, на которых они занимаются, по ее мнению, вполне адекватные: если компьютер тянет и сбоев нет, то можно работать. Если тест с заданиями на платформе, то нужно ввести ответы и проверить, что тест принят. Иногда ответы не сохраняются — приходится заново вводить. А если, например, в одну конференцию входит сразу 100 человек, то кого-то «вышибает». Кроме того, если у ребенка, к примеру, не работает микрофон и нет камеры, то он не может поднять руку, прочитать, ответить на вопросы. В итоге хорошие оценки получит тот, у кого «все включено».

— Мне нравятся видеоконференции Zoom: мы, родители, и классный руководитель многое для себя увидели и заметили. Абсолютно разное поведение детей в «онлайне» и в школе. Увидели воочию, как дети общаются со взрослыми: нет «здравствуйте», «до свидания», «примите, пожалуйста», — с сожалением отмечает она.

По французскому языку нет второй части учебника, а школьная библиотека не работает — пришлось скачивать учебник в интернете. Домашних заданий очень много — каждый учитель старается что-нибудь задать, не всегда указывая объем работы.

— Так как я в родительском комитете, родители звонят и пишут допоздна не только классному руководителю, но и мне. В выходные взялась систематизировать информацию для себя, детей и родителей, чтобы понять, какие трудности возникают и почему. Все на разных платформах, и некоторые остаются без информации — приходится дублировать в чаты. Родители друг другу, безусловно, помогают, — рассказывает она. — Попыталась создать пошаговую инструкцию для французского языка: надо зайти на платформу, посмотреть «домашку», потом скопировать электронную почту учителя в маршрутном листе и так далее. Вроде просто, но получилось восемь файлов. По русскому языку сделала чат для «домашки» — уговорила учителя создать группу в WhatsApp, который есть у всех, а не в Telegram. Но теперь при отправке домашних заданий, в том числе ответов на тесты, дети могут списать. А направлять все на электронную почту учителю — дольше, и не всем учителям это удобно.

По словам Анастасии, было приятно, что учителя сами сделали для учеников какие-то тесты, графические и контрольные работы. Кроме того, для ее дочери есть возможность нагнать за последний месяц предметы, по которым были сложности.

— Например, были у нас «труднодоступные» учителя — по биологии и географии. И сейчас у ребенка есть время и спокойная обстановка сделать какую-то работу красиво, получить пятерки и поднять средний балл, — считает она. — Говорили с мамами — во многих школах детям очень понравились ИЗО и технология: интересно смотреть на учителя и что-то делать с ним. Еще детям нравятся видеоуроки: их можно остановить, переписать, что сказано, законспектировать. Там даны термины, которые требуются в задании, и это ребенку удобно. Если на обычном уроке ребенок стесняется спросить или не успевает, то с видеоуроком ему проще.

Еще плюс, который отмечает Настя: родители точно знают, что дети дома и часов до 16:00 точно заняты — у них уроки. Они не «шарахаются» полдня по улице и магазинам, не нарушают режим и находятся в безопасности.

— Если четверть закончится 1 мая, то будет не очень хорошо: те, кто постарше, пойдут шататься по торговым центрам и лавочкам, и никто их не будет останавливать. Уже сейчас, как мы видим в нашем микрорайоне, старшие классы ходят по улицам, забыв об учебе и обо всем.

Ее младший сын тоже занимается онлайн, в «Домашней академии», осенью он идет в первый класс.

— Мне как маме очередного первоклассника хочется, чтобы это онлайн-обучение поскорее закончилось. Чтобы в мае собрание, в августе собрание, а в сентябре нарядными пойти на обычную «живую» линейку.

***

— С одной стороны, у меня есть ощущение, что я делаю вклад в свое будущее: думаю, 50 % высших учебных заведений точно могут перейти на дистанционное образование, поэтому надо разбираться в нем уже сейчас, чтобы остаться востребованным в профессии, — говорит Мария. — А с другой стороны, это огромный пласт проделанной работы: в сжатые сроки нужно было освоить кучу программ.

Она — учитель английского языка в 6-8 классах одной из общеобразовательных школ Томска. По совместительству — классный руководитель 7-го класса. Теперь работает не во вторую смену, а часов с 8 утра до 11 вечера, пока на все вопросы не ответит, пока все не скоординирует и пока всех не успокоит.

— Сначала мы приходили в школу и вели уроки с рабочего места через Zoom, как и все сейчас, а теперь перешли на обучение из дома. Думаю, администрация школы сделала первую тестовую неделю для тех учителей, которым очень сложно освоиться в виртуальном мире, со всеми этими технологиями, — уточняет Мария. — Лично мне не было сложно — я достаточно продвинутый пользователь: активно общаюсь в соцсетях, в том числе, и со своими детьми, если нужно. Чаты в WhatsApp, группы во «ВКонтакте» — это все я умею. Было немного непривычно вести урок через камеру — видеть со стороны себя и детей: иногда что-то открываешь для себя с другой стороны. Для меня самым сложным было освоить разминку для глаз — физически очень тяжело смотреть в экран долгое время.

Ее ученики восприняли «удаленку» спокойно. По ее словам, им это все очень даже интересно. Правда, говорят, что дистанционно усваивать материал намного сложнее. Раньше, если что-то не понял — сразу же спросил. А теперь пока напишешь учителю, пока он ответит... Еще и вопрос сформулировать нужно грамотно. Ответственность за свои знания у детей увеличилась, и они это понимают.

— Первые пару уроков они делали большие удивленные глаза, когда понимали, что можно не только слушать учителя, но и отвечать. Можно рисовать ответы на экране, отсылать картинки, показывать презентации. Теперь они сами кого угодно научат, — уверена учитель. — Но если ученик сидит с выключенной камерой, то непонятно, присутствует он на уроке или нет, неизвестна его реакция. Обычно я прошу всех включить камеры и активно участвовать, но понятно, это не то же самое.

У Марии — по шесть уроков в день. Говорит, что обучение в удаленном формате сильно облегчило процесс проверки домашних работ: учителя освоили такой инструмент, как онлайн-тесты. Создать их непросто — нужно долго «попотеть», все продумать и сделать грамотно. Тесты с ответами проверяются автоматически, и теперь, по сути, она проверяет их, только если у детей возникают спорные вопросы.

— Очень тяжело координировать детей и родителей, вовремя отсылать документы администрации. Я теперь как связующее звено между классом и школой. Раньше родители могли прийти в школу и поговорить с учителями, и дети тоже сами выясняли, где и какие у них долги и что нужно подтянуть. А сейчас все это — через меня, и это занимает очень много времени и нервов. За счет постоянной координации нагрузка на учителей стала гораздо больше, это да. WhatsApp — постоянно, и электронная почта — со всех сторон.

Своих детей у нее пока нет, но она видит, насколько тяжело сейчас родителям — они делятся с ней трудностями нового учебного формата.

— Особенно сложно тем, у кого несколько детей: ладно одному ноутбук, а если нескольким и в одну и ту же смену? Как детям параллельно выходить к разным учителям? Все это достаточно сложно, — отмечает учитель.

Первая неделя онлайн-учебы была посвящена тому, чтобы по несколько раз объяснить ученикам, как правильно отправить результаты теста, чтобы он дошел до учителя, а не куда-то в другое место, вспоминает она.

— Надо использовать все способы, чтобы учитель получил «домашку», а долг — на то и долг, что его можно исправить, напомнить о нем ученику. Конечно, мы беспокоимся и не хотим никого «валить» двойками — хотим, чтобы результаты учеников были адекватные. Конечно, идем навстречу — мы оказались в такой же ситуации, как и дети, и родители. Да, конференции вылетают, результаты не доходят. Но мы все люди — можно договориться. Мы бы тоже с удовольствием вели уроки «по старинке» и не напрягали бы себя сверх меры.

Мария теперь не боится камеры, знает много программ и что с ними делать и считает, что, в принципе, вполне реально давать знания таким вот образом.

— Для меня пока не очень привычно их проверять — мне лучше лично поговорить с учеником. Но давать знания — вообще легко. Если заглядывать на будущее — это, безусловно, отличный опыт.