Человек собаке друг?
Как изменится ситуация с бездомными животными с нового года
Разговоры о необходимости принять закон об ответственном обращении с животными велись почти 20 лет. Однако, когда в декабре 2018 года он наконец-то был принят, многие его положения вызвали недоразумение у людей, которые тесно связаны с этой сферой. Самые спорные моменты вступят в силу с января 2020 года.
Жить нельзя умереть
Мечта зоозащитников сбылась. Одна из статей нового закона говорит, что «животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».
Это значит, что пожизненно содержать придется и агрессивных животных.
— Сразу хотелось бы спросить у тех, кто принимал этот закон: кто должен ухаживать за такими животными: кормить, убирать у них в вольерах? У нас и так волонтеров по пальцам можно пересчитать. И так ли это гуманно на самом деле — обрекать их на долгую жизнь в вольере 2 на 2 метра без прогулок и общения? — говорит о своем отношении к нововведению Алена Можейко, руководитель организации «Верный друг». — Законодатели просто не видят глаза таких животных. А мне плакать хочется, когда я в них смотрю: гуманнее усыпить. Некоторые в буквальном смысле сходят с ума, есть случаи, когда животные пытаются перегрызть себе хвост — сами готовы себя умертвить. А по закону нельзя, вот и перевязываешь ей хвостик.
Можейко отмечает, что даже кинологи выступают за эвтаназию агрессивных животных. Пристроить их к новому хозяину невозможно. А это значит, что количество собак в пункте передержки (приюте) будет расти год от года. Средний срок жизни собаки — 15 лет. В среднем сейчас в «Верном друге», организации, которая уже несколько занимается в Томске отловом бездомных животных, содержится около 400 таковых. Если количество тех, кого невозможно пристроить и нельзя «усыпить», будет прирастать десятками и сотнями — через короткое время эта цифра вырастет до нескольких тысяч.
Где брать деньги на их содержание — большой вопрос.
Не с того конца
Чтобы понять, что законодатели начали решение проблемы бездомных животных не с того, нужно задуматься: откуда берутся собаки на улице? Все они когда-то были домашними. И на улице они оказались из-за абсолютной безответственности своих хозяев.
Самый яркий пример в Томске — ситуация с пристроем щенков на Центральном рынке.
— В субботу, воскресенье и понедельник там сидят люди, у которых в коробках множество щенков. Продать из них удается единицы. Остальных мы находим в коробках по городу. Собираем их пачками, по 30-40 штук — за три дня выполняется план за неделю, — рассказывает Алена Можейко. — Огромное количество щенков продают через популярные сайты. Вот только это лотерея. И когда через два года из милого щенка якобы овчарки вырастает огромный неадекватный пес, с большой долей вероятности он окажется на улице. Мы же не знаем генетику дворняжек и предугадать ее сложно. Генетически выведенные породистые собаки — да, предсказуемый вариант. Мы знаем, какой должен быть характер у овчарки, ротвейлера, хаски, болонки… У них в породной ветке есть характеристики характера. А кто вырастет из щенка дворняги — лотерея.
Руководитель «Верного друга» уверена, что, прежде всего, необходим закон об ответственности владельцев животных. Все собаки должны быть зарегистрированы, чипированы. В идеале должен быть налог на содержание животных — это делает заведение собаки намного осознаннее. Причем во многих странах величина налога варьируется в зависимости от того, стерилизовано животное или нет. За стерилизованное — налог минимален, за собаку, не прошедшую такую процедуру — максимальный.
А что сейчас?
Сейчас уже не все помнят, но еще несколько лет назад бездомных животных на улицах города было кратно больше.
— В 2015 году, когда мы начали работать, в Томске было 57 «горячих» адресов. Сейчас эта цифра сохраняется до 10 ежегодно. Они между собой меняются: где-то стаи мигрируют, где-то люди промолчали, что собака появилась и наплодилась, — рассказывает Можейко. — Большинство сук мы успеваем отловить либо беременными, либо только родившими, чтобы успеть убрать щенков до 10 дней. За счет этой работы значительно уменьшилось количество собак на передержке. Если раньше содержали 600-540 собак, то сейчас перед новым годом у нас остается меньше 400 собак. Сейчас работа налажена, идет сокращение численности бездомных собак, причем в нормальных масштабах.
Среди планов, которые намерены реализовать в «Верном друге» — создать на базе пункта передержки места льготной стерилизации собак.
— Такие операции сейчас активно пропагандируют, однако позволить их могут далеко не все. Средняя стоимость стерилизации щенка — 3,5 тысячи рублей. За взрослую собаку цены могут достигать 12 тысяч. У людей часто просто нет денег на это, — отмечает руководитель «Верного друга». — И тогда хозяева в лучшем случае топят щенков, как нежелательный помет, либо сдают на рынок, откуда они попадают к нам.
В администрации Томска окончательного понимания, где брать средства на выполнение вступающего в январе в силу закона, нет. Однозначно новый закон требует строительства приюта для животных. Также пункты передержки безнадзорных животных на территории Томской области будут переименованы в приюты для животных (содержать животных в пунктах передержки по закону нельзя).
Алена Можейко уверена, что закон не сможет выполняться уже через пару месяцев после его вступления в силу, потому что количество собак превысит количество мест в пункте передержки.
— Отпускать всех обратно на улицу, как это прописано сегодня в законе, я считаю неправильно. На улицах не должно быть собак. Но если следовать закону, то люди теперь не могут жаловаться на животных, которые уже прошли стерилизацию, и имеют неснимаемые метки. Если они не проявляют немотивированную агрессию в отношении других животных и человека, отлавливать их нельзя. Но это приведет лишь к активизации догхантеров.
Пока принятый внешне гуманный, но абсолютно неработоспособный, по мнению практиков, закон не заработал, остается надеяться, что замечания со стороны профессионального сообщества будут услышаны на федеральном уровне и документ будет доработан.