25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 9176

Трамвай — это звучит гордо!

А троллейбус — красиво. Размышления из рубрики «Если бы директором был я...»

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Была такая рубрика на страницах «Литературной газеты» времен позднего СССР. Отправляли в нее читатели толковые предложения. Возникала дискуссия, некоторые идеи потом воплощались в жизнь. Так вот:

— Дорогая редакция! В рубрику «Если бы директором был я» шлет свои предложения частый пассажир трамвая.

Если бы директором был я, то каждый день думал бы над тем, почему пассажир к нам не идет.

Ведь преимущество у транспорта на рельсах несомненное: его не затрагивают пробки. Хоть весь проспект Кирова в час пик будет стоять, хоть проспект Ленина окажется забитым сверху донизу, трамвай едет себе, постукивает. Разве что на улице Розы Люксембург затормозит, так это из-за того, что там всякие четырехколесные под ногами путаются.

И возим мы по таким улицам, откуда до автобусных остановок не близко — по Лебедева, Советской, Большой Подгорной. Живущие и работающие вдоль этих улиц это ценят. Они и составляют наш основной контингент.

И работаем мы честно, всех пассажиров учитываем. Не то, что маршрутчики. Кондукторы наши на вопрос ответят, за порядком проследят, попросят, чтобы бабушке помогли сойти. У нас такие уникальные люди в коллективе! Некоторые так приветливо встречают вошедших на Черемошниках в «единичку», как будто томичи в гости к ним пришли. Другие вырезанными летящими бумажными балеринками вагон украсят так, что по всему интернету разойдется. В троллейбусах мы даже благодарим на конечной остановке за выбор муниципального транспорта. И не забудем, что троллейбусы теперь низкопольные, удобные и для мамочки с коляской, и для старика с палочкой, и для инвалида.

Да еще такой плюс: у нас не только нет давки, а почти всегда есть свободные сидячие места.

Впрочем, это оборотная сторона медали. Просторно из-за того, что мало к нам идут томичи. Троллейбус может от депо до, скажем, Радужного проехать и 55-60 билетов на всем маршруте продать. Тратим больше, чем зарабатываем. Из-за этого и трамваи обшарпанные, и заработки у водителей, кондукторов, слесарей низкие. 14-20 тысяч рублей — разве это деньги в наше время?

Власти глядят-глядят на нас, мы же муниципальный транспорт! Одни за то, чтобы снова поддержать, выделить средства. А другие заявляют, что это как «впрыскивание адреналина» безнадежному больному, и нас вообще пора «прихлопнуть», троллейбусы — в первую очередь.

— Чем заинтересовать горожан, как привлечь пассажиров? — сижу и думаю я как директор. Смотрю на опыт других городов, привлекаю специалистов по маркетингу.

И обязательно изучаю мнение томичей. Чего же вам надо, дорогие горожане? Почему вы уходите от нас к этим нахрапистым маршрутчикам? И чем мы можем вас привлечь?

Тут я узнаю, что людей очень сердит, когда их никак не информируют об изменениях в схеме и времени движения. Когда они в холод стоят с детьми на остановке 20-25 минут, потому что никто им не сообщил, что далеко впереди авария на путях, и «трамваи на Южную вообще не ходят», а сворачивают в парк. Только кондуктор четвертой по счету машины и лишь в ответ на вопрос с остановки в открытую дверь сообщает это. Когда трамвая не дождаться, и даже табло там, где оно есть, показывает, что «двойка» придет через 56 минут! Чертыхнется человек: «Чтоб я на эту «двойку» еще понадеялся!», и уйдет от нас.

— Но есть один секрет! — говорят мне очень умные специалисты по продажам. — Человек всегда стремится сэкономить! Тем более сейчас, когда цены растут, а зарплаты стоят на месте. Тем более семьи с детьми-школьниками или несколькими дошкольниками. Они стонут уже от расходов на транспорт, на ЖКХ...

Ведь не случайно магазины постоянно устраивают акции, распродажи, заманивают людей скидками. И покупатели клюют на это. Потому что человеку приятно сознавать, что он хоть рубль да сэкономил: вот, мол, я какой умный!

А у вас что? Цена проезда была ниже, чем в маршрутке. А теперь сравнялась. Так, уважаемый директор, мы денег не соберем… Тем более, что чуть ли не треть пассажиров — пенсионеры с их месячными социальными проездными. Кстати, вот вам и пример: раз есть проездной, он и трамвая дождется, и к троллейбусу подгадает.

О проездных и поговорим подробнее. У «Трамвайно-троллейбусного управления» огромное преимущество перед автобусниками: мы — единое предприятие. Работаем честно, с билетами каждому пассажиру. И все, что мы продадим, пойдет в наш кошелек.

Сколько проездных для взрослых мы в месяц реализуем? Хотя бы сотня на весь город наберется? Ну, школьных немного побольше: родители, живущие вдоль трамвайной линии, детям покупают — так спокойнее.

Вспомните, что было 30-40 лет назад: по проездным полгорода ездило! Потому что их покупать было вы-год-но. Школьные — самые дешевые, подороже — студенческие и «взрослые». Еще и объединять можно было — один, два вида транспорта или все три: электрический плюс автобус.

А сколько они у нас сегодня стоят? 1 200 для взрослого и 800 рублей для школьника. Да кто же такой дорогой брать будет? При том, что томичу одним нашим транспортом никак не обойтись.

— Ладно, умники. Про болячки наши я и сам знаю. Делать-то что?

— Посмотреть на опыт, например, Москвы, где месячный школьный проездной в метро родители покупают ребенку за 380 рублей. Без учета количества поездок: пусть ездит, сколько ему надо.

Снизить цену взрослого проездного до 600-700 рублей? А студентам продавать за 500.

— А мы не прогорим при этом?

— Нет. Потому что каждый проездной — это авансом отданные нам деньги. А человек, лиса хитрая, так устроен, что он свои вложенные кровные хочет «отбить». И мы, продав на месяц десять тысяч проездных, будем иметь столько же идущих к нам пассажиров. Так многие из них с собой еще друзей-родных поведут: «Пошли на трамвай, у меня туда проездной, только за себя заплатишь».

С троллейбусами сложнее. График у них с разрывами, дождаться трудно. Ездят по тем же дорогам, что конкуренты-маршрутники. Надо думать, как нам пассажиров привлекать. Может, информировать о графике, может — еще чем.

И другое можем сделать, чтобы и нам хорошо было, и горожанам нашим. Сколько надо сегодня заплатить, чтобы трамваем от вокзала Томск-I или Южной до Черемошников проехать? Или с трамвая на троллейбус пересесть? 42 рубля. Теряем мы пассажира, теряем. А вот если бы продавали билет, действующий полтора часа или сутки, как давно делают во многих городах, то человек спокойно пересаживался бы. И мы при том же количестве машин на линии перевезем людей намного больше. Понятно, что для этого валидаторы — электронные устройства — надо купить. И билеты выпускать читаемые.

— Давайте пойдем дальше, уважаемый директор, — сказали бы маркетологи. А городская власть, если мы ее убедим, нас поддержит. «В свете ж есть такое чудо» как иерусалимский трамвай. В других городах мира тоже подобное встречается, но мы на этом примере покажем. Строился долго, тяжело, с проблемами, ведь надо было его провести и через старые городские кварталы.

Зато теперь скоростной красавец — в интернете полно фотографий — пронизывает весь Иерусалим, а к его станциям автобусы-челноки как с ветки подвозят жителей прилегающих районов. Билет при этом один. То есть человек отдал свои шесть шекелей, и спокойно меняет вид транспорта. Сразу несколько зайцев убили: скорость, эффективность, центр города от массы автобусов разгружен. Экология, опять же.

Разве у нас не так? Особенно на проспекте Ленина в час пик, когда из маршруток целые колонны образуются и ползут еле-еле. Городская власть что-то про газовые автобусы говорит? Так пусть, раз уж мы муниципальные, купит несколько пар таких автобусов для организации «челночного» движения на Степановку, в Академгородок, новые микрорайоны — Зеленые Горки, Подсолнухи. И — единый билет. Доехал до Фрунзе и Восточной — на трамвай-троллейбус пересел, и — пожалуйста, в центр. До вокзала — а оттуда на Южную или проспект Кирова. А автобус-челнок развернулся, и — за новыми пассажирами.

Такой вот план с близкими, оптимальными и более дорогими, но желательными пунктами.

А что думает реальный директор ТТУ? Увы, встретиться с А.А. Сосновским не удалось. Автор этих строк три дня названивала в приемную, где секретарь отвечала: «Андрей Александрович очень занят. Я передам, но обычно он с журналистами не встречается, говорит, что «все — в пресс-службу мэрии».

— Как? Вы ведь самостоятельное предприятие?

(Немая сцена).

Закончить хочу «вишенкой на торте». Прошлым летом приехали в Томск в гости два знающих русский француза. Провела я их вдоль путей по моему любимому колоритному кусочку улицы Советской от Плеханова до Батенькова. Там сели на «двойку» и отправились на вокзал. Вагон был один из тех, что «Ленина помнят». Шел медленно-медленно. Ян, работающий в ЖКХ города-курорта Ницца, с интересом крутил головой.

— Поехать на трамвае была хорошая идея! Из такси мы бы столько не увидели! — сказал он. И был совершенно прав.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора