«Томскводоканал»: виновная в аварии на ГНС задвижка была контрафактной
«Томскводоканал» в рамках расследования причин аварии на ГНС 17 октября установил, что задвижка, повреждение которой привело к затоплению станции, является контрафактной. Компания обратится в прокуратуру с просьбой предпринять меры в отношении поставщика.
Напомним, авария на ГНС произошла 17 октября. В этот же вечер дома в микрорайоне Черемошники начало топить стоками: вода залила дорогу, придомовые территории и добралась до квартир томичей в некоторых домах. Устранить аварию удалось только спустя полтора дня. «Томскводоканал» начал составлять итоговые акты о причинении ущерба жителям подтопленных домов.
Как сообщили в «Томскводоканале», в рамках внутреннего расследования причин аварийной остановки станции у производителя задвижки завода «ПЗТПА» была запрошена необходимая техническая информация.
«Из ответа предприятия следует, что завод данную задвижку не изготавливал, паспорт на оборудование подделан. Разрушенная задвижка была приобретена МУП «Томский энергокомплекс» и установлена на ГНС в 2008 году. Оборудование было закуплено на конкурсной основе. Победителем было признано ООО «Виктория», которое и поставило продукцию с поддельным паспортом», — говорится в сообщении.
«Томскводоканалу» задвижка досталась в составе арендованного муниципального имущества в 2010 году.
«У нас нет оснований заявлять, что закупка была проведена недобросовестно: был конкурс. Однако можем заключить, что к участию в нем не были привлечены заводы-изготовители и их официальные дилеры. Это могло бы застраховать от поставки контрафакта. <...> Очевидно, что данная задвижка в силу своего габарита не могла быть изготовлена кустарным способом, и, скорее всего, является восстановленной. При этом на входном контроле выявить это крайне затруднительно. Визуально восстановленная продукция не отличается от новой заводской», — сказал начальник службы обеспечения производства ООО «Томскводоканал» Андрей Ушаков.
В компании отмечают, что расследование причин аварии продолжается, однако можно утверждать, что контрафактная задвижка стала основным «слабым местом» в цепи событий.
«Тип напорной задвижки и способ ее эксплуатации был заложен проектом строительства станции. Ее текущий ремонт производился раз в год, как это и предписывается положением Госстроя: без вскрытия. Последний раз ее ремонтировали в июне этого года. При этом определить ее контрафактное происхождении при обслуживании, конечно, не представляется возможным. Срок службы таких задвижек не ограничен технической документацией и обычно составляет не менее 15-20 лет», — пояснил главный специалист по инвентаризации технологического оборудования ООО «Томскводоканал» Александр Кармалов.
В настоящее время «Томскводоканал» готовит обращение в прокуратуру, чтобы в отношении поставщика контрафактного оборудования были предприняты меры.
Фото: пресс-служба ООО «Томскводоканал»