Эксперт рассказал, когда в Томске нужно начать обработку хвои от шелкопряда
В настоящее время бабочки сибирского шелкопряда, появившиеся в Томске в большом количестве, откладывают яйца на хвойных деревьях. В течение 15 дней из яиц начнут вылупляться гусеницы шелкопряда и производить обработку от них необходимо в конце августа, рассказал корреспонденту vtomske.ru директор томского филиала ФГБУ «ВНИИКР» Петр Черногривов.
Ранее редакция vtomske.ru сообщала, что бабочки сибирского шелкопряда, гусеницы которой питаются хвоей, в большом количестве появились на территории Томска. Эксперты рассказали, что сейчас идет лет бабочек, но почему они залетели в город, неизвестно; обычно они не вылетают дальше леса. Из-за их появления в Томске хвойные насаждения города могут пострадать. Администрация Томска сообщала, что технология обработки деревьев от шелкопряда в городских условиях на данный момент отсутствует.
«Сейчас бабочки шелкопряда активно откладывают яйца. После бабочки погибают и падают на пол. Соответственно, это становится заметно, жители могут наблюдать их на асфальте. Через 10-15 дней из отложенных яиц начнут вылупляться гусеницы. Они будут сначала маленькие, а потом, естественно, подрастут. <...> Администрация Томска обращалась к нам с вопросом об обработке лесов в городе от шелкопряда. Я объяснил, что обрабатывать от бабочек в настоящее время нет ни смысла, ни возможности», — рассказал Петр Черногривов.
По его словам, обрабатывать город в настоящее время нецелесообразно, потому что они ничем не питаются в отличии от гусениц, которые поедают хвою. Препараты, которыми обрабатывают, — «Клонрин» и «Лепидоцид» — обладают действием кишечного типа. Гусеницы, съедая обработанную хвою, травятся и погибают.
«Обрабатывать можно в конце августа, когда гусеницы все будут вылуплены и немного подрастут. Авиационная обработка невозможна, а с земли их тоже не обработаешь, потому что гусеницы будут находиться высоко в кронах. Проблема в том, что деревья располагаются среди жилых домов и обрабатывать можно только большие площади — скверы, парки, по типу Лагерного сада. Там, кстати, очень много темнохвоя, есть опасность, что они его сожрут. <...> Обработку производить можно только биологическим препаратом — «Лепидоцидом». Но несмотря на то, что препарат биологический, для населения пользы он никакой не несет. Поэтому территории обработки будут огораживаться», — сказал Петр Черногривов.
Он уточнил, что другая возможность произвести обработку хвойных деревьев в Томске будет весной, когда гусеницы выходят из подстилки и поднимаются наверх, в кроны. В лесах в этот период производят авиационную обработку, а в городе будет единственная возможность обработать деревья только в момент, когда гусеницы поднимаются по стволам.
«До этой ситуации можно было не доводить. Правда, этот год уже потерян. Чтобы не подвергать деревья обработке есть иные средства — феромонные ловушки. Если бы они были расставлены в настоящий момент, то самцы летели бы не к самкам, а в ловушки и погибали бы там. Целиком леса бы, конечно, не спасли, но численность шелкопряда подорвали бы очень сильно. Шелкопряд так просто не уходит, и задержится он года на два-три. Надо предпринимать меры по его уничтожению, и ловушки, как меру, можно использовать в следующем году», — резюмировал наш собеседник.