Шелкопряд в Томске: эксперты рассказали о мотыльках, заполонивших город
В последние несколько дней томичи в социальных сетях активно выкладывали фотографии и видео, на которых фиксировали большое количество крупных мотыльков на улицах Томска и Северска. Наибольшее скопление бабочек, по словам томичей, отмечалось в районе Иркутского тракта, Лагерного сада, Каштака, улицы Федора Лыткина, 1905 года и других улицах.
«Что за гигантская моль напала, кто знает? <...> Нашествие? Очень много не очень живых на Лыткина. <...> На Иркутском прямо нападают роем. <...> Сегодня в районе Каштака их были просто тучи, народ, выходя с авторынка, просто хрустел по ним. Сегодня вечером поймал одну, довольно крупная и пузатая, как оказалось — сильно беременная. Принес домой, а она как давай «рожать» прямо на глазах, на фото видно эти шарики», — сообщали томичи.
Фото: Ксения Манешева
Фото: Александр Житковский
Фото: Николай Зайнуллин
Как рассказал корреспонденту vtomske.ru консультант отдела охраны и защиты лесного фонда регионального департамента лесного хозяйства Антон Балабуркин, заполонившими Томск мотыльками являются бабочки сибирского шелкопряда.
«Это однозначно бабочки сибирского шелкопряда. Сейчас идет лет бабочек, но почему они залетели в город неизвестно. Обычно они не вылетают дальше леса. <...> Сибирский шелкопряд считается одним из самых опасных из всех вредителей, которые могут быть, потому что повреждает большое количество хвойных пород. Типичная кормовая база для него — пихта и кедр. Ему надо большое количество для того, чтобы питаться. Вокруг города есть хвойные насаждения, в самом Томске тоже. <...> Если они появились в городе, то, конечно, есть риск того, что хвойные насаждения на территории Томска пострадают. Это биологически предусмотрено видом — лететь и откладывать яйца на тех породах, где будут питаться гусеницы. Поэтому возможно объедание пихтовых или еловых насаждений. <...> Проводить обработку от шелкопряда на территории Томска — полномочия администрации города. Они должны принимать соответствующие решения», — рассказал Антон Балабуркин.
По данным из открытых источников, лет бабочек начинается во второй половине июля и длится около месяца. Самка откладывает в среднем около 300 яиц. Яйца размещаются по одному или группами на хвоинках в верхней части крон. Развитие яиц продолжается от 13 до 22 суток. Во второй половине августа из яиц выходят гусеницы первого возраста, которые питаются зеленой хвоей. В конце сентября, достигнув второго или третьего возраста, гусеницы уходят на зимовку. Зимовка происходит в подстилке подо мхом и хвойным опадом.
«Это страшная напасть, которую должны были предвидеть власти, когда в 80-х годах запретили обработку препаратом «Дихлордифенилтрихлорэтан» («ДДТ»). Шелкопряд будет преследовать нас, пока естественным образом очаги не угаснут, не найдутся паразиты, которые будут их уничтожать. <...> За этот препарат после войны изобретателям дали Нобелевскую премию за эффективность, а через 40 лет его запретили, не предъявив ни одного веского доказательства его вредности. Появились очаги, их пытались гасить, а потом на 20 лет совершенно про них забыли. Никто шелкопряда не контролировал, не обследовал хвойники. Сейчас, когда развилось такое количество, что скрыть нельзя, начали бить тревогу и выделять средства. Где же все были 20 лет, когда маленькие очаги превращались в огромные?», — поделился с редакцией сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных Томского государственного университета.
По его словам, препараты, которые используют сейчас для обработки лесного фонда от сибирского шелкопряда, являются неэффективными.
«Яды, которыми сейчас обрабатывают, — короткоживущие. Их произвели, пока довезли, пока собрались обрабатывать, а еще если хранили неправильно — эффективность их 10 % в целом. Долгоиграющий «ДДТ» запретили. А от этих ядов толка не будет. Все продолжится, пока очаги сами не угаснут естественными методами. Нужно делать обследование, смотреть сколько в лесах его врагов, предпринимать меры, а не обрабатывать бесполезными ядами. И использовать препараты, которые будут эффективны и храниться от производства до использования хотя бы год», — отметил представитель ТГУ.
По поводу использования химического препарата «Клонрин» и биопрепарата «Лепидоцид» консультант отдела охраны и защиты лесного фонда регионального департамента лесного хозяйства Антон Балабуркин отметил, что данные средства показали высокую эффективность после проведенных мероприятий.
«Клонрин» и «Лепидоцид» показали очень высокую эффективность. Средняя эффективность первого — от 96 до 99 %. Эффективность «Лепидоцида» по законодательству должна быть не ниже 75 %, по факту — около 85 %. То есть говорить, что они неэффективны, — некорректно. Препарат «ДДТ», действительно, использовался ранее и был запрещен еще в советское время. Он был очень эффективен, но он обладал мутагенными свойствами — после применения этого препарата на обработанных территориях происходили мутации животных, птиц, насекомых. Поэтому его запретили. Он очень вредный», — рассказал Антон Балабуркин.
Он добавил, что в настоящее время очаги сибирского шелкопряда действуют на территории Бакчарского, Чаинского, Парабельского, Шегарского и Первомайского районов.
Напомним, в 2018 году власти планировали обработать от шелкопряда более ста участков в Томской области — около 400 тысяч гектаров. На эти работы направлено 158 миллионов рублей, из них 88 миллионов — средства федерального бюджета. Весенне-летний этап обработки томских лесов от шелкопряда завершился в Томской области на площади 154 тысячи гектаров. Под осенний этап борьбы с сибирским шелкопрядом предварительно зарезервировано 72 тысячи гектаров лесного фонда.