Школа, окажите мне услугу...
Что мешает учителям качественно учить детей
Сегодня школа и образование часто являются предметом острой полемики. Современную школу активно критикуют: стало слишком очевидным то, что «на выходе» уровень знаний учеников оставляет желать лучшего, и меня как родителя школьника этот вопрос более чем волнует.
Казалось бы, имея хороший опыт прошлого плюс новые технологии, можно развивать и развиваться в любом желаемом направлении; казалось бы, столько сегодня возможностей учить и учиться... А результаты почему-то не впечатляют. Дети не справляются с программами и занимаются с репетиторами. Здоровых детей переводят на домашнее обучение. И многие родители сегодня предъявляют претензии к учителю и школе. Может, это отчасти из-за того, что образование притянули к «услугам»?
Кому как, а мне режет слух выражение «качество образовательных услуг». По закону о защите прав потребителей услуги предоставляются возмездно, а школьное образование у нас вообще-то бесплатное. И если это услуги, то кто заказчик: я как родитель, мой ребенок в моем лице или государство? Да и договор должен быть соответствующий и не противоречащий. Так что с услугами, простите, не совсем понятно. А как с качеством образования — от чего оно зависит?
По закону об образовании педагоги обязаны развивать у обучающихся познавательную активность и самостоятельность, инициативу и творческие способности; при этом учитывать особенности их психофизического развития и состояние здоровья. Педагоги должны применять формы, методы обучения, которые обеспечат высокое качество образования. Должны регулярно повышать свой профессиональный уровень и т.д.
Список прав педагогов тоже ориентирован на высокие результаты и качество образования: тут тебе и свобода преподавания и выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность, свобода выбора форм и методов обучения. А еще право на творческую инициативу, применение авторских программ и методов обучения и многое другое. Замечательные слова, но на практике не все так просто.
Как известно, школы уже несколько лет работают по федеральным государственным образовательным стандартам — ФГОСам, которые, в отличие от предыдущих стандартов, очень ориентированы на развитие личности ребенка и на индивидуализацию образования. ФГОС начальной школы, к примеру, содержит требования к структуре и условиям реализации образовательной программы, а также к ее результатам — предметным и, конечно, личностным (мотивация детей к обучению, ценностные установки и т.д.) С одной стороны, много важного и нужного заложено в стандарте. И сама цель — повышение качества образования — вдохновляет. Только вот со средствами не очень...
Сегодня учитель не только учит детей — у него много другой работы, не связанной непосредственно с обучением. К примеру, календарное тематическое планирование — такой документ составляется на учебный год. В нем расписан каждый день и каждый урок, подробно. Это «труд», в лучшем случае, на несколько десятков листов. Кроме того, есть ежедневно заполняемые документы (журналы, дневники — бумажные и электронные и т.д.)
Учитель проверяет посещаемость и обязан выяснить причины отсутствия ученика. Рабочие программы, диагностики, регулярные мониторинги, отчеты по форме и без, с графикой и аналитикой... Учитель периодически отслеживает успеваемость учеников и отчитывается по ней. Для детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги составляют индивидуальные программы, по таким детям своя документация.
А есть еще внеурочная деятельность, сопряженная с кучей бумаг. А еще элективные курсы, которые тоже нужно распланировать. У некоторых педагогов есть и классное руководство, требующее дополнительного времени. По вечерам, как водится, у родителей в «болталке» куча срочных вопросов к учителю. Это все требует времени. Даже боюсь предположить, сколько. Когда? Когда вы все это делаете? Как все успеваете, уважаемые учителя?
Классное руководство, конечно, оплачивается дополнительно — тысяча рублей в месяц. Это если наполняемость класса соответствует норме, что бывает не всегда. А работы у классных руководителей, по словам учителей, хватает, потому не все и не всегда желают брать ее на себя. Но берут и работают.
Понятно, что зарплата учителей должна быть выше, и известно, что на законодательном уровне подвижки к этому есть. Так называемые «майские» указы президента предусмотрели поэтапное совершенствование системы оплаты труда бюджетников. По ним повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Потом была программа о совершенствовании оплаты труда, и вот, в течение последних лет бюджетники, в том числе, педагоги активно переходят (возможно, уже перешли) на эффективные контракты, где конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат.
Эффективный контракт должен быть «прозрачным», как сейчас любят говорить законодатели. Чтобы работник знал, что он должен делать и сколько он за это получит или может получить при выполнении определенных условий. В трудовом договоре нового образца четко прописана трудовая функция педагога и все, из чего формируется его зарплата, помимо оклада и обязательных составляющих типа районного коэффициента.
Различные компенсационные выплаты тоже должны быть указаны, для каждого работника — свои, в зависимости от должности и особенностей труда. Но в деньгах для педагогов это не так много. Сегодня зарплата учителя очень зависит от показателей эффективности его деятельности. Выходит, в интересах педагога — достичь максимальных показателей, чтобы получить положенные ему стимулирующие выплаты по максимуму. Но и тут, к сожалению, не все так просто.
Коль скоро речь идет о бюджетных средствах, контроль за «прозрачностью» их расходования, в общем-то, понятен. Однако не стоит забывать, что бюджет отдельно взятой школы — не резиновый. Если предположить, что все учителя будут выполнять свою работу с максимальными показателями, то хватит ли его на всех? Ответ очевиден. Потому и существует выражение «в пределах фонда оплаты труда».
Чтобы заработать побольше, учителя, помимо уроков, проводят различные мероприятия, участвуют в олимпиадах и конкурсах — чем выше уровень мероприятия, тем больше баллов учителю. В условиях ограниченности бюджетных средств выходит, что много баллов — вовсе не гарантия высокой зарплаты, так как в разных периодах времени балл может иметь разную «стоимость».
Вот и получается, что труды и старания учителей далеко не всегда адекватно оцениваются в денежном эквиваленте. А ведь подготовка к мероприятиям — это бумажная работа, которая занимает время и иногда сопряжена с личными расходами учителей на участие в них. Конечно, не у всех педагогов нагрузка позволяет думать о конкурсах и тому подобном — у кого-то 18 часов в неделю, у кого-то гораздо больше, а у кого-то две смены.
Много талантливых педагогов с большим опытом продолжают работать в школе, несмотря на зарплату. Им некуда идти — бизнес точно не их сфера. Работают как могут. Молодых специалистов тоже хватает, хотя многие откровенно говорят, что разочаровались в школе, точнее, в системе. Просто не ожидали такого. Хотели искренне работать с детьми, были полны знаний и идей, а тут... Услуги, бумаги, показатели, отчеты — как разобраться, где в этой схеме находятся дети, на каком месте?
В условиях, когда учитель вынужден больше заниматься не обучением детей, а планами, журналами, мониторингами, отчетами, ему не до творческих инициатив, в принципе, — просто нет времени. Учителя устали — они откровенно это говорят. Да, скажет кто-то, все устают на работе. Ага, скажу я, но когда в работе есть смысл — в каждом действии и решении; когда понимаешь, ради чего все это и к чему идешь — тогда я лично готова уставать. И снова работать, и снова уставать.
Регламенты и стандарты — оно, может, где-то и хорошо, если они не мешают главному. Здесь же куча бумажек затрудняет педагогам путь к основной цели и выполнение главных образовательных задач. Бумаги эти нужны разве что проверяющим из вышестоящих организаций да для отчетности — лежат-пылятся сейчас на чьих-то полках. Учителям они точно не нужны и нашим детям тоже, а все это сказывается как раз на них и на том самом качестве образования, которым мы все так озабочены.
Несколько десятков лет назад, когда ФГОСы с мониторингами и планами не висели на школами дамокловым мечом, учителя чувствовали себя гораздо свободнее и спокойнее, даже несмотря на невысокие зарплаты. От них гораздо реже можно было услышать «с нас требуют».
Нет сомнений: педагоги знают, умеют и очень хотят делать свою работу. Просто нужно дать им возможность показать все, на что они способны. Дать возможность учить наших детей и больше общаться с ними, а не с бумагами. Достойную оплату труда, зависящую от профессионального опыта, а не от запутанных механизмов, критериев и показателей. Они совсем с другим настроением будут ходить на работу. И результат не заставит себя долго ждать.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора